ПОИСК ПО САЙТУ


Россия остается без охраны. Россия без РВСН.

2005-12-15 20:51:03

Легендарная королевская “семерка” (Р-7) совершила свой первый удачный полет 21 августа 1957 года: головная часть долетела до Камчатки и упала в заданном районе.

Эта ракета заставила умолкнуть злословов, утверждавших, что удел СССР лишь копирование немецких образцов, созданных Вернером фон Брау. Именно тогда была сформирована школа Сергея Павловича Королева. Она дала нашему отечеству таких конструкторов, как Макеев, Янгель, Челомей, Уткин и еще сотни других настоящих профессионалов. Тогда эти ракеты стали основным сдерживающим фактором в нашем послевоенном противостоянии атомной, а затем и ракетно-ядерной угрозе со стороны Запада.

Вообще ракетные войска стратегического назначения, как таковые, были созданы как новый вид вооруженных сил в 1959 году. С тех пор силами советских ученых, конструкторов, личного состава РВСН и всего народа в целом создавались и ставились на боевое дежурство самые совершенные ракетные комплексы. Эти войска были неким индикатором состояния отечественной науки и промышленности – все передовые технические решения и технологии первым делом применялись именно в ракетостроении.

В 70-х годах осознание масштабности гибельных последствий ядерной войны привело к обдуманному урегулированию дальнейшего развития стратегического вооружения. Так 26 мая 1972 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне было подписано Временное соглашение между СССР и США о мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (СНВ). Соглашение получило название ОСВ-1 (ограничение стратегического вооружения)


Немного об ОСВ-I

Временное соглашение установило количественные и качественные ограничения на стационарные пусковые установки межконтинентальных и баллистических ракет (МБР), пусковые установки баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), а также ограничения на современные подводные лодки с баллистическими ракетами. Количество стационарных пусковых установок МБР наземного базирования было зафиксировано уровнем боевого состава обеих сторон на 1 июля 1972 года. При этом разрешалась модернизация МБР и пусковых установок. Также был оговорен запрет на проведение преднамеренной маскировки, с тем, чтобы не затруднять выполнение национальными техническими средствами проверочных функций контроля за выполнением достигнутых договоренностей.


Следует отметить, что в РВСН были выполнены в полном объеме все требования этого соглашения и протоколов к нему. Соблюдались все установленные процедуры замены, демонтажа или уничтожения СНВ. США об этом вовремя уведомлялось.

Срок действия Временного соглашения истек в 1977 году, и каждая из сторон заявила о своем намерении не предпринимать каких-либо действий, которые бы противоречили устаревшим договоренностям, пока не будет заключено новое соглашение. Договор ОСВ-2 был подписан спустя 2 года в Вене.

От первого соглашения его отличало ограничение числа носителей, оснащенных разделяемой головной частью индивидуального наведения (РГЧ ИН). В 1970 году появление именно этих комплексов на вооружении у США, а также разработка противоракетной обороны дали новый виток гонки вооружений.

Несмотря на то, что договор ОСВ-2 справедливо и сбалансировано учитывал интересы обеих сторон, администрация США отказалась от его ратификации и приступила к наращиванию отдельных компонентов стратегических сил. Советский Союз, придерживаясь требований ОСВ-2, настоятельно призывал США к возобновлению прерванных переговоров.

Лишь 31 июля 1991 года в Москве после почти десятилетних переговоров был подписан Договор об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений, устанавливающий для каждой из сторон равные лимиты на общее количество носителей ядерного оружия – 1600 единиц, с сокращением до 6000 единиц числящихся за этими носителями ядерных боезарядов. Договор ограничивает суммарный забрасываемый вес баллистических ракет каждой из сторон “потолком” в 54% от уровня потенциала СССР по состоянию на 1 сентября 1990 года. Он запрещает создание новых типов тяжелых МБР и мобильных пусковых установок для них, скоростное перезаряжение пусковых установок МБР.

Отличительной стороной договора является большое количество процедур проверки и контроля.

Важным событием в области ограничения вооружений, способствующим стабилизации военно-стратегической обстановки, было подписание в декабре 1987 года в Вашингтоне Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, а также Меморандума об установлении исходных данных, Протокола о процедурах ликвидации и Протокола об инспекциях. По договору под ликвидацию попадали два класса ракет, являющихся в большинстве своем новыми и боеспособными системами.

{mosimage}

Для советской стороны американские ракеты средней дальности “Першинг-2” представляли большую стратегическую угрозу, так как их внезапное применение имело бы катастрофические последствия для наиболее населенных и развитых регионов страны, включая важные объекты государственного и военного значения.

Без сомнения, заключения договоров ОСВ-1, ОСВ-2, новые инициативы в области сокращения ядерных вооружений, выдвинутые президентами США, СССР и России 90-х, свидетельствовали о стремлении сторон к стабилизации в мире и снижению уровня конфронтации. Правительства многих стран пришли к пониманию того, что безопасность государства обеспечивается не только военными средствами, но и усилением экономи ческого, социального и других важных аспектов.

Однако необходимо осознавать, что заметное снижение уровня военной угрозы вовсе не значит полное отсутствие таковой. Подводные камни всегда опаснее огромных скальных массивов.

Во многих государствах все еще сохраняются мощные группировки вооруженных сил, ядерного вооружения. К тому же, многие государства стремятся получить свое собственное ядерное оружие. Во-вторых, на сегодняшний день не существует непреодолимых преград на пути расползания этого оружия по странам, не способным обеспечить его безопасную эксплуатацию.

В связи с этим полностью сохраняется необходимость поддержания высокой боевой готовности Вооруженных сил и в первую очередь РВСН, как основы стратеги ческих сил.

Для обеспечения высокой боевой эффективности необходимы такие составляющие, как технически совершенные комплексы и, несомненно, высокий уровень профессиональной, нравственной и морально-психологической подготовки личного состава.

Ракетчики совершенно четко осознают смысл и значение возложенных на них задач. Особенно при несении боевого дежурства эти люди концентрируют в себе все силы, знания и энергию, которые они отдают четкому и бдительному несению боевого дежурства.

Совершенство же ракетных комплексов в ближайшие десять лет при нынешних темпах финансовых вливаний в оборонную промышленность может оказаться под вопросом.

Необходимо четкое понимание того, что взамен устаревающих и сокращаемых (зачастую еще имеющих некоторый потенциал) комплексов армии требуются совершенно новые, способные обеспечить паритет на ближайшие 20- 30 лет вперед ракетные комплексы, и они должны ставиться на боевое дежурство с теми же темпами, с какими уничтожаются уже существующие. Да, недопустимо чтобы на вооружении одновременно стояли десятки комплексов от разных разработчиков с абсолютно идентичными характеристиками, но также недопустимо делать ставку только на один комплекс.

Ведь если в процессе эксплуатации обнаружится какой-либо недостаток конструкции (от ошибок не застрахован ни один конструктор) под угрозой окажется, без преувеличения, все государство в целом.

Для обеспечения высокой боевой готовности также крайне необходимо уделить внимание состоянию военной науки, которая теряет на данный момент не только опытных ученых, но и талантливую молодежь.

Если не будут кардинально пересмотрены приоритеты, мы рискуем потерять все передовые технологии без возможности их возобновления, так как “отцы” уходят, а молодежь в этом не заинтересована. И не потому, что новое поколение – поколение уродов, а потому, что они обычные люди, которые хотят секса, любви, детей и жизни.

Игорь ЛОМАКИН
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ