ПОИСК ПО САЙТУ


Русская история в контексте этнического национализма

2010-04-01 10:01:03

С 26 по 28 марта в Российском центре науки и культуры в Киеве проходила научно-практическая конференция «Русская история в школьных учебниках. Опыт преподавания истории в странах СНГ и Балтии».

Как пишет украинский еженедельник «2000», инициаторами проведения конференции выступили Всеукраинская общественная организация «Русская школа», Правозащитное общественное движение «Русскоязычная Украина», Международная молодежная организация «Большая перемена», Представительство Россотрудничества в Украине, фонд содействия гуманитарному сотрудничеству «Русское единство» (Российская Федерация).

В работе конференции принимали участие известные политики, ученые, методисты, преподаватели высшей и средней школы Украины, Российской Федерации, Белоруссии, Молдовы, стран Балтии.

Прошедшая конференция стала значимым общественно-политическим событием на постсоветском пространстве, роль которого со временем ещё будет оценена в полной мере. На конференцию, посвящённую особенностям изложения истории России в школьном образовании республик бывшего Союза, собралась научно-педагогическая общественность, принципиально неприемлющая русофобию и ориентированная на сохранение общего историко-культурного наследия трёх братских народов — русского, украинского и белорусского.

Учебники, написанные фантазерами

Предметом серьёзного обсуждения стала главная проблема гуманитарной политики: как бороться с фальсификацией общей истории в странах СНГ в школах, которая оборачивается насаждением в детском сознании опасной антироссийской мифологии и, как следствие, агрессии и чувства обиды против России и русских. Особое внимание было уделено изображению истории России в украинских учебниках истории. На Украине проблема исторических фальсификаций была актуализирована разгулявшимся при Ющенко воинствующим галицийским национализмом с откровенно неонацистским оттенком.

Распад СССР стал началом объективно неизбежного процесса: он поставил перед властями постсоветских государств вопрос о формировании в их странах новых национальных идентичностей. Проблема состояла в том, с какими ценностями должна идентифицировать себя возникшая нация, например, казахов или украинцев, вокруг каких целей и задач можно сильнее объединить население. Почти все постсоветские республики выбрали в той или иной мере сколь лёгкий, столь и опасный вариант национальной мобилизации — этнический национализм. Результат этой политики, проводившейся в государствах СНГ (за исключением России и, с некоторыми оговорками, Белоруссии и Армении) — известен.

Казахстан, оказывается, в течение веков также был под русской оккупацией (это при том, что ещё в начале XX-в. там жили родоплеменным строем и исповедовали язычество), которая тормозила развитие казахской культуры, а основным занятием украинцев в истории с момента вымирания мамонтов была борьба за независимость от России, а также, с последствиями непрерывных «голодоморов», «организованных» той же Россией.

В результате, «реформа сознания», которая произошла на постсоветском пространстве, свелась к принципиальному изменению трактовок и переписыванию фактов по всем значимым историческим событиям с целью вычленить из истории Российской империи и СССР собственную, национальную часть. Отсюда, и стремление дистанцироваться от России и истории общих с ней государств, как самоцель и самоценность новых постсоветских «Историй» и исторического школьного образования. Поскольку ценностно-мировоззренческой основой такого вычленения является этнический национализм, т.е. тот или иной вариант приписывания постсоветским этносам биологически обусловленных «особых» качеств, то в этнические «истории» постсоветских стран попадают искажённые и тенденциозно подобранные факты, а то и вообще безудержная мифология, продиктованная буйной и агрессивно русофобской фантазией авторов. Представления бывшего «гаранта» на Украине, например, о «трипольцах-украинцах» стали образцовым клиническим случаем.

В резолюции конференции точно подмечается: «учебники по национальным историям в целом ряде республик бывшего СССР представляют ценность разве что для психоанализа нездоровых социокультурных явлений. Фальсификации, ложь и извращения, которыми изобилуют эти учебники, зачастую граничат с расизмом, шовинизмом, нацизмом, поражают полным пренебрежением к мировой практике, нормам международного права, действующему законодательству новых независимых государств».

Поэтому, тема конференции крайне актуальна, она назрела и перезрела. Диагноз усилиям разных властей в некоторых государствах СНГ по сочинению собственных национальных историй профессионально и обосновано ставили директора школ, учителя-методисты, политологи — эксперты в области гуманитарной политики, руководители аналитических центров и общественных организаций.

Как «выпрямить» историю?

Выступающие учителя истории на конкретных фактах из детских школьных сочинений показывали страшные последствия разрушения нормальных ценностно-этических представлений о «хорошем» и «плохом» в сознании детей, размывание общечеловеческих ценностей, представляющих элементы нравственности любого нормального человека: гордости за свою страну, за её победы. В новой украинской истории, согласно учебникам, и побед не было.

В выступлениях подчёркивалось, что у украинских школьников целенаправленно формируется впечатление, что в нашей истории не было ни одного светлого дня — сплошная борьба, битвы, вражда с соседом. Риторика неизменна, меняется только географическая привязка — то это северный сосед, то восточный, то северо-восточный. Культивирование в учащихся с помощью школьных учебников воинствующей русофобии, чувства обиды в отношении русских и России, оборачивается не только накоплением лжи и отсутствием знания о самих себе, но и общей травмой детской психики.

Согласно учебникам по истории, нынешняя Украина вообще не имеет и не должна иметь ничего общего со всей прошлой историей, так как это была история украинского народа в составе «чужих» по мнению националистов, государств — Российской империи и СССР. Что же остаётся из украинской истории, если из неё вычесть эпизоды, события и тенденции, связанные с Россией и русскими? Не остаётся вообще ничего достойного гордости и почитания.

Отсюда патологические и деструктивные для подрастающего поколения черты мировоззрения, как отказ от общих с русскими и иными народами великих побед и достижений, также как и стремление спихнуть с себя ответственность за общие ошибки и поражения. Школьные учебники истории, и не только на Украине, формируют у учащихся опасное убеждение в том, что все негативные культурно-исторические события и тенденции концентрируются в российской и советской истории. Об этом ярко и аргументировано сказал в выступлении на конференции академик П. П. Толочко.

Размежевание национальных историй с Российской даёт возможность сконструировать удобную историю Украины (Казахстана, Грузии и пр.), приспособив её к текущей политической конъюнктуре и идеологическим конструкциям этнонационалистических сил. Как следствие, утверждается, что, например, украинцы и русские не являются исторически близкими и культурно родственными народами, а их взаимодействие почти всегда носило в прошлом конфликтный характер. Но, как сказал П. Толочко — цена такого подхода — прямая ложь в учебниках о, якобы, «чужой» для украинцев истории России, искажение фактов об активном, а иногда, и решающем влиянии украинцев на внутреннюю и внешнюю политику общих с русскими государств — Российской империи (Ф. Прокопович — идеолог Российской империи) и СССР (Генсеки Н. Хрущёв и Л. Брежнев).

Проведение конференции в Киеве естественным образом обусловило обсуждение темы искажения истории в школьном образовании на примере Украины. Выступления докладчиков показали, что в данный момент украинцам пытаются навязать целый ряд антироссийских узловых мифов об изначальном, ещё в древней Руси, существовании украинского народа и украинского языка, о непрерывной линии преемственности истории украинского народа, культуры и языка с русской древности до наших дней, об историко-культурной «чистоте» и аутентичности украинцев в отличие от русских, о «голодоморе», как геноциде украинского народа, об «освободительной» войне ОУН-УПА, об истории Украины, как сплошной истории борьбы за независимость с Россией. При этом все невыгодные факты и интерпретации игнорируются, а попытки включить их в иную гипотезу или точку зрения — политизируются и используются для наклеивания идеологических ярлыков.

Как результат, на Украине при бывшем президенте и в некоторых государствах СНГ и Прибалтики, наблюдается тотальный контроль над содержанием учебной и методической литературы, блокирование альтернативных официозу источников информации, формирование обстановки страха в преподавательской среде, что, как подчёркивали участники конференции, является абсолютно недопустимым. Этим наносится непоправимый удар по научным историческим и педагогическим школам, по системе образования, по Учителю, по интеграционным процессам.

Ценность прошедшей конференции, прежде всего в том, что общими усилиями были намечены конструктивные предложения по спасению ситуации. Времени крайне мало, шанс что-либо изменить по мнению Председателя Правозащитного общественного движения «Русскоязычная Украина», народного депутата от ПР В. В. Колесниченко, охватывает один — два года. За это время необходимо создать мощную инерцию общественного давления в поддержку усилий действующей власти по восстановлению реальной истории украинского и иных народов бывшего СССР, написанию новых программ по истории и новых учебников.

Участники конференции приняли итоговый документ (резолюцию) в котором аргументировано обозначили альтернативную националистическому и, пока ещё действующему толкованию истории, собственную позицию.

Появление на месте СССР постсоветских независимых государств не отменяет тот непреложный факт, что народы стран бывшего СССР связаны общим историческим наследием и веками совместного созидания. Предыдущие поколения, живя в одной стране, вместе создавали мощную экономику, осваивали космос, обороняли Отечество, создавали культуру, науку и систему образования высочайшего мирового уровня.

Решающий вклад в победу над фашизмом, имеющую непреходящее всемирно-историческое значение, внесли сражавшиеся плечом к плечу народы всех республик бывшего Советского Союза, ныне новых независимых государств.

«Оголтелая русофобия, набравшая силу в области образования в большинстве стран бывшего СССР, несёт опасность не только для разделённого новыми границами русского народа. Она мешает всем народам новых независимых государств жить в гармонии со своим историческим прошлым». (Из резолюции)

Историю изменить нельзя. Участники конференции высказались решительно против того, чтобы националистические мифы и вирус беспамятства, распространяемые через системы образования, СМИ, культивировали неприязнь и вражду между народами, подталкивали к конфронтации в межгосударственных отношениях.

«Необходимо положить конец тому, что стало в последние годы „войнами памяти“, превратилось в игры политиков и „политических историков“, наложило пагубный отпечаток на дошкольное, школьное и вузовское историческое образование, неразрывно связанное с преподаванием обществознания, языка, литературы, географии». (Из резолюции).

Представляется, что отныне, одна из задач политиков, общественных деятелей и экспертов стран СНГ, о чём было сказано и на конференции, — совместная борьба с идеологизацией и политизацией проблем и страниц совместной истории, разрушение мифов и предвзятых исторических интерпретаций, имеющих, к тому же значительную антироссийскую и антирусскую составляющую.
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ