ПОИСК ПО САЙТУ


Интервью с лучшим учителем России Натальей Никифоровой

2009-10-12 22:03:04

Победа Натальи Никифоровой в Москве на конкурсе «Учитель года России-2009» не была предопределенной. Мало кто поначалу обращал внимание на «кудряшку» из Магнитогорска. Взгляды устремлялись на очень интересных мужчин, абсолютно непохожих друг на друга. Фаворитом среди них был московский учитель истории Владимир Кружалов. В аудиториях, в которых транслировали его выступления, был аншлаг, как в театре. Люди стояли в проходах, едва не сидели на полу.

Ситуация изменилась после уроков в незнакомом классе. Наталья Никифорова разбиралась в порядке и хаосе в геометрии и в жизни. Реакция болельщиков была такая: «Ах!» — на едином выдохе.

Общее восхищение жюри и зала вызвал и ее мастер-класс, когда она открыла неограниченные возможности в использовании ленты Мебиуса. Достоинства мужчин сразу поблекли. О Наталье заговорили как о лидере. Слава на нее обрушилась сокрушительная. Она общалась с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко, ректором МГУ Виктором Садовничим. Ей посвятил стихи Илья Резник. А когда Наталью объявили абсолютным победителем конкурса «Учитель года России-2009», главный приз — Большого хрустального пеликана — ей вручил сам президент страны Дмитрий Медведев.

Мы беседовали с Натальей Никифоровой сразу же после ее возвращения из Москвы. Интервью опубликовано в газете «Челябинский рабочий».

— Как вас встретил Магнитогорск? С цветами, оркестром и ковровой дорожкой возле трапа? Вы ведь первый учитель в России, кто получил Большого хрустального пеликана из рук президента страны.

— Встретил замечательно. Даже не ожидала такого. Я, конечно, уже понимала, что будет пресса, представители власти. Но удивилась, когда увидела, что, несмотря на позднее время, пришли мои коллеги и ученики, у которых я классный руководитель. Все — с шариками, цветами. Было очень здорово!

— Каково вам испытание медными трубами? Не боитесь «звездной болезни»?

— Очень даже боюсь. Страшно не почувствовать грань, которая отделяет естественную гордость за себя от «звездной болезни». Надеюсь, что у меня хватит силы воли и чувства юмора, чтобы не перепутать одно с другим.

— Какие моменты в Москве были для вас самыми неожиданными и самыми приятными?

— Когда незнакомые люди стремились мне помочь. Эти мосты любви дали ощущение, что конкурс — не обычное соревнование. Он связывает всех учителей в единое братство.

— Но разве там не было зависти, негатива?

— На любом конкурсе есть и это. Однако сказать, что я напрямую столкнулась с негативом и пострадала от него, не могу. Гораздо сильнее чувствовала, что люди искренне радуются за меня.

— Жюри к вам тоже было благосклонным. За глаза вас даже окрестили «внучкой» Садовничего, когда все узнали, что диплом вы писали у любимого ученика Виктора Антоновича...

— На самом деле жюри я боялась гораздо больше, чем следовало. Это были очень доброжелательные люди, которым приятно и комфортно отвечать, что-то показывать и объяснять. От них шла большая позитивная волна.

— Правда ли, что вы родились в Чехословакии?

— Да. У меня папа — военный. И так получилось, что когда я появилась на свет, мои родители находились в Чехословакии. Но страны я не помню. Через несколько месяцев мы оттуда уехали.

— Говорят, что вы занимаетесь йогой?

— Это так. В сентябре прошлого года я поняла, что мне хочется какой-то физической нагрузки. Обратилась в фитнес-центр. Прошла несколько программ. И для себя выбрала йогу. Больше всего нравится в ней то, что это не просто физическая нагрузка, но и постоянная работа над собой. Именно на занятиях йогой, погружаясь в себя, я очень многое поняла про свое внутреннее состояние.

— Йога вас изменила?

— Конечно. И физически (делаю упражнения, которые раньше не могла), и внутренне. Стала спокойной. Часто улыбаюсь.

— Это замечательно! По-моему, школе как раз не хватает таких лиц. Но сила женщины — в ее слабости. Применимо ли это изречение к вам?

— Конечно, как и к любой другой женщине. Я себя не считаю такой сильной, как думают обо мне другие люди.

— Почему вы выбрали пединститут? Ведь туда, как правило, идут те, кто не способен поступить ни в один «приличный вуз».

— Я когда выбирала место для учебы, была незнакома с таким утверждением. А к учительской профессии у меня воспитали уважение. Когда пришла в Магнитогорский педуниверситет, он мне сразу понравился. Холл такой светлый, просторный, большой. Эта внешняя сторона меня и привлекла.

— А как вы объясняете свою любовь к математике? Кто посеял в вас это зерно?

— Мои школьные учителя. Я не настолько была способна в математике, чтобы это проявилось само собой, без посторонней помощи. Мне кажется, что математика — единственный предмет, который дает любому человеку возможность совершать маленькие открытия. А ведь нет ничего увлекательнее этого!

— Чем вас привлекла работа в школе? Многие считают ее каторгой...

— Если рассматривать только минусы, то любая работа покажется каторгой. Но для меня в учительской профессии больше плюсов, чем минусов.

— И в чем же они?

— В общении с ребятами. Мне безумно интересно наблюдать, как взрослеют, меняются дети. Мой любимый возраст — девятый класс. Переход от детства к юношеству — потрясающее время!

— Нужна ли школе свобода? И вам как учителю?

— Нужна, если мы ставим целью развитие творческой личности. Творчество неотделимо от свободы. Оно рождается в ней.

— Но хватает ли ее сегодня в школе?

 — Мне хватает, потому что мне ее дают. Иначе не было бы такого результата, скорее всего.

 — Вы за то, чтобы в школе оставить все, как есть, или хотели бы перемен?

— Оставлять все, как есть, нельзя, потому что мир меняется. И школа должна ему соответствовать. Но у школы достаточно хорошие, крепкие традиции. Я за сохранение их и за эволюцию, развитие.

— Как открыть талант ребенка и не угробить его потом?

— Я только учусь это делать. И очень надеюсь, что у меня получается. Все дети талантливы. Но я умею пока находить только математический талант. А ведь есть еще много других. Чтобы не погубить талант, нужно дать ребенку свободу. Поэтому она нужна не только школе и учителю, но и детям тоже.

— Чтобы ребенок был успешным, каким он должен выйти из школы?

— Он должен уметь учиться самостоятельно. Меня, например, очень порадовало, что мои ученики, когда была на конкурсе, продолжали учиться. Они присылали мне отчеты по тем заданиям, которые я им оставила. Это умение и ответственность, на мой взгляд, — два качества, которых достаточно для успешности в жизни.

— Вы строгий или добрый учитель?

— Я не вижу здесь противоречия. Строгий учитель может быть и добрым. Эти качества, по-моему, прекрасно сочетаются. Во всяком случае, я хочу быть строгим, но добрым учителем.

— А мама вы какая?

— Хорошая. Стараюсь разговаривать со своим ребенком обо всем, несмотря на маленький возраст. Моей дочке всего четыре года. Если что-нибудь запрещаю, то объясняю, почему.

— Кто у вас в семье главный: вы или муж?

— Сложный вопрос. Какие-то семейные решения мы принимаем вместе. Иногда я беру ответственность на себя, иногда — он, в зависимости от ситуации.

— Есть ли у вас недостатки? Скрываете ли вы их от своих учеников?

— Наверняка. Только о них никто не любит рассказывать. И я не исключение. Я не скрываю свои недостатки от учеников. Зачем? Дети все равно увидят. Помните, на конкурсе разгорелся спор: «Имеет ли право учитель курить?» Я считаю, что он не святой, а живой человек, поэтому имеет право на какие-то свои слабости.

— Легко ли вас довести до слез? Почему вы плакали после победы: от радости, стресса или по другим причинам?

— Слезы у меня очень близко. Там была гремучая смесь эмоций.

— Что, на ваш взгляд, привлекательнее: самоуверенность или неуверенность?

— И то, и другое нехорошо. Разница в словах вроде бы небольшая. Но самоуверенность граничит с самомнением, которое я не приемлю. А неуверенность мешает человеку в его саморазвитии. В жизни важно быть уверенным в себе, знать, что это тебе под силу.

— Что важнее, с вашей точки зрения: воспитание или образование?

— Нельзя разводить эти понятия. Учитель всегда воспитывает. Даже тем, как дает знания. Если он преподносит их готовенькими, значит, воспитывает потребителя. Если создает ситуацию, когда ученик прикладывает свои усилия, то это будет уже совсем другой человек.

— Если бы вы были министром образования, то какую бы поддержку оказали учителю в первую очередь?

— Я бы поддержала молодых педагогов и решила бы жилищный вопрос.

— Вы везучий человек?

— Очень. На моем пути всегда попадаются совершенно потрясающие люди, которые все время двигают меня вперед в плане развития.

— Не посоветуете, как ухватить удачу за хвост?

 — А ее не надо хватать. Она сама придет к человеку, готовому ее принять. Просто нельзя надеяться только на удачу.

— Какой вы видите свою дальнейшую судьбу?

— Не хочу ничего загадывать. Человек, как говорится, предполагает, а Бог располагает. Надеюсь, что меня минует «звездная болезнь» и все будет хорошо. Очень хочется поскорее выйти на работу. Я по ней уже так соскучилась!
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ




, регрессный факторинг