ПОИСК ПО САЙТУ

Толерантность или вседозволенность?

2009-10-12 15:08:03

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН учредила праздник – Всемирный день толерантности. Его цель – снизить распространяющиеся в мире случаи проявления насилия и экстремизма. Слово «толерантность» можно смело заменить словами «терпимость», «принятие». Это терпимое отношение к чужой религии, культуре, образу жизни. Как понимают слово «толерантность» в молодежной среде? Что принимают, а что нет и к чему это приводит? Существуют ли в нашей области проблемы, связанные с непринятием «другой», малораспространенной культуры и религии? На эти вопросы мы попытались ответить, выслушав мнение студентов, преподавателя и представителя православного духовенства (по материалам РИА «Сахалин-Курилы»).

ХОТЕЛИ СЖЕЧЬ ЦЕРКОВЬ

На популярном интернет-сайте, который смело можно назвать виртуальным воплощением современной молодежной культуры, один из пользователей на своей странице разместил вопрос, адресованный друзьям: «Хотели бы вы сжечь церковь?» Процитирую ответы: «отличная идея, ибо единственная церковь, которая несет свет, – та, которая горит»; «логично»; «а мне раньше хотелось, када дурью маялась»; «не, лучше синагогу». На общедоступной странице этого же пользователя также опубликованы следующие стихи: «Реж вены там, лей слезы тут, нас девки кидают и предают, уже в розовых свастиках черные стены. Мы эмо-скины! Мы против системы!»

Подобные высказывания могут говорить о том, что в молодежной среде существуют небольшие вкрапления национальной и религиозной нетерпимости. Слово «эмо-скины» является родственным другому, более распространенному слову – «скинхед». Скинхеды в современном обществе считаются последователями нацизма. Эмо-скины, скорее всего, те же скинхеды, к идеологии которых добавились черты популярной сегодня субкультуры «эмо» («эмоциональные»). Выйдут ли эти всплески агрессии за рамки Интернета, в котором господствует вседозволенность и практически отсутствует цензура? Скорее всего, нет. Перед монитором компьютера можно чувствовать себя героем, но в реальной жизни выдвинуть националистический или антирелигиозный лозунг сможет далеко не каждый – смелости не хватит. Встретив в жизни студента, который публикует в Интернете такие высказывания, мы можем увидеть перед собой приветливого доброго мальчика, который, наверное, и мухи не обидит. Правда, бывает и совсем иначе. За последние годы на Сахалине были зарегистрированы случаи осквернения православных святынь. Например, несколько лет назад вандалы разгромили часовню в Корсакове. Были ли эти действия намеренными, тщательно спланированными либо они являются результатом «невинного» баловства группы подростков? Вопрос спорный.

Протоиерей Виктор Горбач (отец Виктор) говорит о том, что на Сахалине вопрос межнациональной и межрелигиозной нетерпимости не стоит остро. Скорее стоит сказать о нетерпимости неверующих людей к верующим.

– К людям верующим часто относятся с непониманием, – говорит Отец Виктор, – иногда они даже подвергаются насмешкам со стороны однокурсников, руководства и коллег.

Встречаются ли студенты в повседневной жизни с проявлениями нетерпимости друг к другу? Об этом я поговорила с группой молодых людей. Трое из опрошенных ответили, что не сталкивались. Двое ответили «конечно», но четкого, подробного разъяснения по этому поводу они дать не смогли. Одна девушка – студентка юридического факультета сказала, что сталкивалась неоднократно, но на «бытовом» уровне, то есть кто-то кого-то обозвал, оскорбил расовые, национальные особенности человека, но сделал это совсем не из-за ненависти к другому народу, а скорее из-за собственного невежества. Я сама была студенткой и также не помню националистических проявлений по отношению к своим однокурсникам. Приехав на Сахалин из Хабаровска, я была даже несколько удивлена, что местная молодежь такая «многонациональная» и дружная.

МНЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Преподаватель, доцент кафедры философии СахГУ и кандидат философских наук Светлана Кадырова также сказала о том, что с национальной и религиозной нетерпимостью за время своей работы со студентами ей сталкиваться не приходилось.

– В сахалинских вузах учатся ребята из Северной и Южной Кореи, Китая, США, выходцы из Кавказа – армяне, азербайджанцы, осетины, – говорит Светлана Кадырова, – я ни разу не видела, чтобы их высмеивали в связи с национальной принадлежностью. Один из моих студентов – армянин подготовил доклад о своей национальной культуре и выступил с ним перед сокурсниками. Статный, вдохновенный, он с гордостью рассказывал об обычаях, традициях, отношениях мужчины и женщины на его родине. Вся аудитория завороженно его слушала. Подобных примеров немало. И я, несомненно, вижу в этом положительный момент.

Далее речь пошла о тех явлениях, для которых, по ее мнению, проблемой более является терпимость, нежели нетерпимость. Первое – ненормативная лексика.

– Я спрашивала у студентов, как они относятся к нецензурным словам, – вспоминает Светлана Кадырова, – самый распространенный ответ: «Это плохо, если относится непосредственно ко мне». То есть если человек слышит ненормативную лексику в свой адрес, то воспринимает это как оскорбление. А если те же слова используются для связки, то нейтрально. Хорошо ли это? Ответ очевиден.

Второе – курение и злоупотребление алкогольными напитками. Одна-две бутылки пива в день для многих уже считается нормой. Были случаи, когда студенты приходили на занятия или зачеты в легком алкогольном опьянении и считали, что в этом нет ничего страшного.

– Порой как раз нетерпимо относятся к тем, кто ведет здоровый образ жизни, – рассказывает Светлана Кадырова, – хорошо ли это? Ответ опять очевиден.

Третье – вопросы секса. Зачастую стоит «пролистать» телевизионные каналы и увидеть там яркие «картинки» – модели отношений между мужчиной и женщиной в стиле Букиных или «Дома-2». С одной стороны, государство говорит о политике формирования семейных ценностей, а с другой – идет пропаганда распущенности. Преподаватель отметила, что ее особенно волнует вполне толерантное, терпимое отношение к гомосексуальным связям в молодежной среде.

– Я провела опрос среди студентов. Большая часть ребят на вопрос: «Как вы относитесь к гомосексуальным отношениям?» – ответили: «Это личное дело каждого». А когда был задан другой вопрос: «Что вы будете делать, если с вашим ребенком это произойдет» – большинство сказали лишь два слова: «Это ужас», – рассказала Светлана Кадырова.

Она также обратила внимание на нетерпимое отношение в молодежной среде к «слишком умным», «ботаникам».

– «Толпа» не приемлет ума. Она пытается его задавить, обсмеять. Встречаются, конечно, и студенческие группы, где к умным относятся с уважением, но довольно часто в их адрес можно слышать такие резкие высказывания, как: «что ты там умничаешь?», «хочешь выделиться?», – отметила преподаватель.

Обозначив проблему, естественно, хочется найти пути ее решения.
– Нужно формировать духовно-нравственные основы общества, – считает Светлана Кадырова, – пропагандировать то, что позволяет сохраниться Человеку, а не разрушает его. О преподавателях вузов могу сказать, что в рамках любого курса, будь то математика, физика, литература, у них есть возможность в ненавязчивой форме говорить со студентами о сущности Человека, о вечных и преходящих ценностях, о нравственном воспитании.
***
Вопрос толерантности, терпимости, на мой взгляд, очень сложен, потому что имеет много граней, противоположных течений, которые, сталкиваясь, могут вызвать непредсказуемые явления, «бурю». Терпимо нужно относиться к чужой культуре, к чужому вероисповеданию. Любое проявление экстремизма будет преследоваться законом. Но толерантность не ограничивается только этим. Она предполагает терпимость и к чужому мнению, и к чужому образу жизни. Как считает Светлана Кадырова, если терпимо относиться к массовому злоупотреблению алкогольными напитками, беспорядочной половой жизни и прочему, это в итоге приведет к существенным деформациям российского общества и культуры. Человек может негативно относиться к скинхедам, но быть, к примеру, толерантным к алкоголикам. Ведь это их выбор, который мы, по идее, должны уважать. Но если этот выбор затрагивает интересы других, приносит им несчастье? Поэтому, рассматривая вопрос толерантности, наверное, стоит задуматься об истинных ценностях, которые должны составлять ее основу.
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ