ПОИСК ПО САЙТУ


Юмор производства Ларса фон Триера

2007-04-15 22:50:33

«Самый главный босс» (2006)

Direktoren for det hele

Режиссёр: Ларс фон Триер

В ролях: Йенс Альбинус, Петер Гантцлер, Бенедикт Эрлингссон, Ибен Йейле, Хенрик Прип, Каспер Крисченсен, Луиз Мириц, Жан-Марк Барр, Софи Граболь, Эндерс Хоув, Фридрик Тор Фридрикссон

 

Видимо, не дождутся киноманы планеты завершения трилогии «США» Ларса фон Триера под названием «Вашингтон» (Washington). После выхода первой и второй частей - «Догвилль» и «Мандерлей» - режиссер занялся другими делами. Он уже отказался от участия в кинофестивалях. Он начал снимать фильмы на родном датском языке. И удивил весь свет первой в своей карьере комедией «Самый главный босс», снятой по новой технологии за пять недель. Да, кстати, есть 2 мнения: заключительной части трилогии «США» не будет вообще или же «Самый главный босс» - она и есть. Думайте сами, гадайте сами, так это или не так.

 

Ларс фон Триер использует съемку по принципу Automavision, в которой нет цветокоррекции, а звук записывается одновременно с изображением, что означает невозможность монтажа после съемки. В рамках этой технологии работа оператора сводится к нажатию клавиш на компьютере, так как технология сама наводит камеру и выстраивает кадр. Актер не видит, куда направлен объектив камеры в данный момент. Актер не всегда полностью попадает в кадр. Изображение не всегда четкое. С каждым новым фильмом датского режиссера, при жизни добившегося звания «гений», у меня крепнет уверенность, что он хочет перенести в кино театр. Сделать такой симбиоз кино+театр.

 

Собственно, фабула картины. Адвокат и по совместительству владелец датской IT-компании Равн (Петер Ганцлер) находит озабоченного творчеством Гамбини актера Кристофера (Йенс Альбинус), который должен «сыграть самого главного босса», обитавшего последние 10 лет в Америке. Для чего находит? А чтобы выгодно для себя продать грубому богатому исландцу свою компанию. Кристофер ни черта не смыслит в информационных технологиях. Единственное ценное наставление Равна - «говоря аутсорсинг, имеют ввиду оффшоринг» - помогает Кристоферу на собрании компании выглядеть в глазах «шести стариков», основателей компании, еще большим идиотом, чем он есть. Для чего Равну было придумывать какого-то там босса? Чтобы принимать жесткие и жестокие решения, оставаясь в глазах работников душкой.

 

Меньше всего происходящее на экране напоминает комедию, хотя формально «Самого главного босса» можно охарактеризовать как комедию положений. Как и в фильмах трилогии «Догвилль-Мандерлей-Вашингтон», показанное на экране схематично и максимально упрощено в смысле декораций. Тяжело сказать с уверенностью на 100 процентов, над кем же смеется, а местами кажется, что и глумится, фон Триер. Все попадает под страшную машину осмеяния и обличения: «Старшая Эдда», Генрих Ибсен, смерть, верность, конформизм и нонконформизм, сама идея Бога. Вообще такой юмор не для весельчаков. Даже удивляет наличие в фильме одной-единственной сцены секса. Получается схема нашей жизни, на которую без слез не взглянешь. В узких коридорах и комнатках офиса работают, интригуют и страдают как могут. Выходы за пределы офиса происходят, когда Кристоферу требуется встретиться с Равном «на нейтральной территории». Карусель, зоопарк, сеанс фильма «Зеркало» Тарковского становятся обрамлением диалогов актера и юриста о том, что такое хорошо, и что такое плохо, и что такое информационные технологии.

 

Из-за отсутствия антуража, в условиях создания «кино+театр», все внимание прикована к актерам, чья игра в данном случае не нуждается в похвале. Актеры фильма – звезды, многие работали раньше с Ларсом фон Триером. Известный исландский режиссер Фридрих Тор Фридриксон («Ангелы Вселенной») сыграл покупателя датской фирмы, которого воротит как от датчан, так и от их слезливого тошнотворного многословного красноречия.

 

Пятидесятилетний Ларс фон Триер всегда старался быть новатором. Вот и комедию он сделал нестандартную и закончил ее так: «Хорошо, если вы получили, что ожидали. Хорошо также, если вы получили, чего не ожидали». Сразу видно, что умный человек, этот фон Триер. Взял и так изящно отмахнулся от…нас, зрителей. Мол, что вы там потом ни говорите, все хорошо. Тяжело не согласиться. Смех сквозь слезы над собой – вот что получает зритель «Самого главного босса».

 

 

Камила Салмаева для газеты "Студенческая правда" (К)
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ