ПОИСК ПО САЙТУ


Ректор читает сайт «падонков» и отчисляет студентов за мат

2005-05-29 17:40:25

 Валентина Кныш поступила в Университет профсоюзов в 2002 году, приехав с Дальнего Востока. О существовании СПбГУП она узнала из телевизионной рекламы. Проучившись первый курс на «хорошо» и «отлично», на втором курсе она начала скучать: те предметы, которые преподавались в университете, она знала до поступления. А профессор кафедры режиссуры мультимедиа Сергей Овчаров вообще, по словам девушки, на парах больше любил рассказывать о своей личной жизни. Валю, приехавшую учиться, это не вполне устраивало. Однажды она сделала Овчарову замечание. Тот потребовал от нее покинуть аудиторию. На следующую пару Валентина не пришла, а Овчаров заявил группе, что не допустит девушку в зеленом шарфике ни до зачета, ни до экзамена. Ситуация с Овчаровым вывела студентку из себя, и в начале этого года она оставила запись в своем интернет-дневнике.

«Я закрывала глаза на то, что меня не обучают. Строила иллюзии, что на следующий год будет все по-другому. И что же я вижу на втором курсе? Одни политологии, экономики и веб-дизайн. Это я постигла еще в 10-м классе.  Я была в бешенстве, ведь я приехала учиться. Нет, ребят, серьезно за 2000 евро я на 2-м курсе ничего для себя не вынесла. Я сидела, писала ЖЖ, читала книжки и спала до 12. Ради этого я ехала в Питер? – задается вопросом Валентина и продолжает. – Каково было мое удивление, когда я прихожу на экзамен по социологии и мне говорят, что у меня нет аттестации, хотя я приносила бумагу с допуском, с подписью преподавателя в деканат. А знаете, что если не получишь аттестацию, не допускаешься к экзамену, а это – 800 руб.  И я написала пост, в котором говорила, что мой декан «послал» меня, не допустив к экзамену».

 {mosimage}В конце февраля ректору СПбГУП Александру Запесоцкому стал известен это дневник. Он ознакомился с его содержанием и приказал его распечатать и вывесить перед входом в здание университета. По словам студентов, стена была обклеена, ведь Валентина оставила в своем дневнике более 700 «постов», включая две злополучные записи про Овчарова и декана.  Студентку вызвали «на ковер», потребовав объяснений. Кныш пришлось писать объяснительные на каждую запись дневника…

Далее деятельность Вали рассмотрели на специальном заседании ученого совета университета. Более двадцати научных светил, среди которых крупнейшие филологи, культурологи, искусствоведы и юристы, искали ответы на вопросы «Должен ли студент университета быть интеллигентом?» и «Имеет ли право интеллигент ругаться матом?». Масла в огонь подлил староста Валиной группы, заявив, что студенты больше не хотят учиться с Кныш. В результате Валентину отчислили из вуза за «нарушение требований Устава университета и Договора о подготовке специалиста с высшим образованием, выразившееся в демонстрации явного неуважения к нравственным ценностям университетского сообщества». А точнее – за размещение в интернете материалов, изобилующих терминами ненормативной лексики и оскорбляющих честь и достоинство преподавателей и администрации университета.

{mosimage}Чтобы не было повадно другим, ректорат развесил плакаты «Студентка В.Кныш отчислена с позором. Без права восстановления» по всему вузу, рядом с плакатами «Отчислены наркоманы, вымогатели денег». Пресс-служба университета распространила специальный пресс-релиз, в котором предлагала представителям СМИ приобрести ректорский глянцевый журнал «Очень», в котором руководство вуза опубликовало комментарии к этой ситуации.

«СП» связалась с ректором СПбГУП Александром Запесоцким, который в крайне категоричной форме отказался комментировать ситуацию со студенткой Кныш. Вслед за ним пресс-служба добавила, что отказывается давать объяснения тому, каким образом был вычислен автор интернет-дневника.

Отчисление Валентины вызвало волну публикаций в СМИ: о произошедшем писали центральные газеты, сообщали радиостанции и телевидение. Не остался в стороне и одиозный ресурс российского интернета Udaff.com, который позиционирует себя как «сайт подонков». На нем появилась заметка, название и текст которой невозможно привести в нашей газете в том виде, в котором он опубликован. Заметка была посвящена в большей степени Александру Запесоцкому и обсуждению его личности. Как стало известно корреспонденту «СП» от источника в ректорате СПбГУП, Запесоцкий прочитал мнение «подонков» о себе и остался крайне недоволен. Какие шаги предпринял ректор по отношению к автору заметки и владельцам Udaff.com на данный момент остается неизвестно, но заметка спустя два дня после публикации была удалена.

Не первый и не последний

Случаи отчисления студентов за неосторожные высказывания в интернете случались и ранее.

Еще в 2002 году из МИФИ пытались отчислить студентов, ведущих сайт mephist.ru. И по сей день на многих студенческих сайтах активно обсуждаются вузовские преподаватели. На mephist.ru некоторые особо «горячо любимые» профессора и доценты получили нелестные, даже матерные отзывы о своей педагогической деятельности.

Независимость сайта и его популярность в студенческой среде сделали свое дело: ректорат выявил администраторов сайта (благо, они и не скрывались) и включила их имена в приказ об отчислении. Возмущенные такой постановкой вопроса, студенты собрали подписи в защиту опальных держателей сайта, что остановило ректора – он отменил приказ.

В 2003 году отчислить за высказывания в интернете решили в Бауманке. Тогда студент оставил в форуме университетского общежития в хулиганско-шуточной форме сообщение, в котором усомнился в целевом использовании средств, выделенных на ремонт общежития. Через неделю вышел приказ об отчислении. Формулировка — «сквернословие». Студент подал в суд против МГТУ им. Баумана, однако, судья в своем решении встала на сторону университета и отказала студенту в иске.

31 августа 2004 года в Петербургской Химико-фармацевтической академии был отчислен студент 4-го курса за «клевету в адрес ректора и распространение недостоверной информации об академии». Причиной отчисления послужила статья «Надежда умирает последней», размещенная в интернете на личном сайте студента. Он пытался проанализировать действия нового руководства вуза в сравнении с предыдущим. На это последовала бурная реакция администрации академии и лично ректора Нины Кареевой, которая заявила о недопустимости распространения заведомо ложной информации о вузе где бы то ни было.

         Мнение студентов

Надежда, 20 лет

«Да я вообще считаю, что отчислять за мат даже в стенах университета, неправильно. Лучше было бы заменить это крупными денежными штрафами. Причем, чтобы не было двойных стандартов, штрафовать надо всех: и преподавателей, и студентов. Первые тоже не сильно-то за языком следят».

Екатерина, 18 лет

«Я читала, что Валя написала в своем ЖЖ. По-моему, гораздо более ужасное можно услышать и в обычной жизни. Да и мат бывает разный. В принципе-то она потом всё объяснила, и я полностью её поддерживаю. Все же за мат отчислять нельзя, только в исключительных случаях, например, при выступлении на ТВ».

Андрей, 19 лет

«Правильно отчислили - в следующий раз будет думать, а потом писать. А не уважаешь вуз, так не учись в нём или пытайся изменить то, что не нравится, разумными путями.

Вячеслав, 22 года

«Мат в отношении лица в любой форме есть оскорбление достоинства человека, и рассматриваются такие случаи гражданским судом. На основании его решения выносится административное наказание. Оскорбление лица, состоящего на службе у института, есть повод для судебного иска о защите чести и достоинства института. Ругаться не мешки таскать. Если несешь чушь - будь готов за нее ответить. "Поэтому мужики у нас в Сибири тихие и молчаливые" А по-человечески, немного жаль дуреху».

Александр, 22 года

«Мат в интернете - это слишком смело и безрассудно… все ж могут прочитать. Тут надо действовать ночью и анонимно, чтобы не испортить себе жизнь. Вообще, я бы тоже отчислил, это интернет-дневник на всеобщем обозрении находится, а высказывания там авторитет преподавателя подрывают».

Владимир, 21 год

«Девушку можно понять. Ее каждый студент и школьник поймет! Но мат есть мат, и если не отчислять за курение в стенах университета, то народ так и не поймет, что это запрещено. А вообще, должно быть место, где можно написать то, что наболело, и так, как хочешь. Интернет – самое то. Все же я против такого исхода, чтобы из университета отчисляли за мат в интернете»

Александр КАЛУГИН

Послесловие. Когда эта статья вышла в газете, корреспондент «СП» спустя несколько дней связался с пресс-службой университета профсоюзов с предложением выслать по почте экземпляр газеты.  В ответ сотрудник пресс-службы заявил, что ректор уже ознакомлен с газетой, и добавил, что СПбГУП отказывается работать с газетой «Студенческая правда» в связи с искажением предоставленных материалов.
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ