ПОИСК ПО САЙТУ


Царские палаты в черемшовой роще

2006-08-21 19:39:27

Новый Черемушки - древняя земля

Еще во времена Юрия Долгорукого, когда решением отца Андрей Боголюбский принялся возводить новую крепость, или "град" в устье Неглинной, "выше реки Яузы", черемушкинская земля была заселена вятичами. Позднее, как свидетельствуют документы Поместного приказа, в 1629 году земли были проданы двум владельцам: дьяку Венедикту Махову и Афанасию Осиповичу Прончищеву. Усилиями обоих хозяев подмосковная пустошь была быстро заселена, и уже в 1633 году Венедикт Махов продавал свою часть  думному дьяку Федору Федоровичу Лихачеву.В первые годы XVII Лихачев начинал службу скромным подъячим, но уже в июне-августе 1612 года в качестве дьяка Поместного приказа был в ополчении Д. М. Пожарского в Ярославле, вместе с войском дошел до Москвы. Пришлось Федору Федоровичу и подписаться под избранием на царство Михаила Федоровича Романова, а затем - служить в Казани и в Нижнем Новгороде, заведовать делами Разбойного приказа, Большого дворца, Разрядного и Посольского. Лишь однажды, в 1631 году, был думный дворянин подвергнут опале и попал в ссылку, откуда, впрочем, был вскоре возвращен...

Член Научного Королевского Общества

Федор Лихачев завещал сельцо Черемошье своему внуку Петру Ивановичу Прозоровскому, ближайшему сподвижнику Петра 1. Государь настолько уверен в его преданности, что в числе самых доверенных лиц назначает его членом совета для управления государством на время первой своей зарубежной поездки, Великого Посольства, в 1697 - 1698 годах.

Неудивительно, что дочь Петра Ивановича Прозоровского, выданная замуж за князя И. А. Голицына и получившая деревню Черемшу в приданое, занимает при дворе особое положение: Настасья Петровна назначается Петром "князь игуменьей" "Всешутейного и всепьянейшего собора", она - соучастница самых крайних выпадов царского окружения против Церкви и привычных устоев жизни. Настасья Петровна дружит и с  Екатериной Трубачевой - будущей Екатериной 1, которая не раз гостила и в имении, и в московском доме Голицыных. О положении семьи при дворе говорит и брак сына Настасьи Петровны, Федора Голицына, взявшего в жены двоюродную сестру Петра - Марью Львовну Нарышкину. 

В последние годы XVII века часто гостят в Черемушках "Варька и Дашка" - Дарья Михайловна и Варвара Михайловна Арсеньевы, подруги детства родной сестры государя Натальи Алексеевны. Отсюда летят письма к царю - "девицы", как называли их между собой Петр и Меншиков, ждут встреч, просят позволения приехать навестить то в Воронеж, то в Нарву, то в только что заложенный Петербург, присылают подарки - штаны, камзолы, голландского полотна рубахи, только что вошедшие в обиход "галдзтуки".

...Историкам так и не удалось установить, где, когда, при каких обстоятельствах родилась дружба царя и денщика, мы не знаем почти ничего о происхождении и детстве "Алексашки" Меншикова. Но ясно одно - столь громкий успех на военном, административном, деловом поприще, поразительное влияние на царя невозможно объяснить только "угождением" любому царскому капризу, постоянной готовностью к развлечениям. Поражает факт - решительный и жестокий человек, особо ненавидящей казнокрадов, не терпящий "спеси" старого боярства, - Петр допускает, прощает, чуть ли не поощряет в Меншикове непомерное честолюбие и алчность. Почему?

Энергия, ум, здравый смысл помогают Александру Даниловичу стать для царя буквально незаменимым. Когда-то они вместе развлекались - торговавший пирогами в стрелецких казармах Меншиков попадает в Потешный полк, после вместе с Петром в Голландии учится строить корабли. Денщик, устраивавший в походах нехитрый быт царя, согласно легенде, однажды предупредил Петра о готовящемся отравлении. С этого времени он пользуется неограниченным доверием, с блеском выполняя высочайшую волю...

Будущий герой Калиша, Батурина, Полтавы и Переволочны, впервые Меншиков отличился во время военной компании 1703 - 1704 годов, когда русские овладели всем течением Невы. На рассвете 7 мая 1703 года от берега отчалили 30 лодок с солдатами. Половиной судов командовал Петр, половиной - "Алексашка". Вот как оповестил об этом Меншиков девиц Арсеньевых: "Против 7 числа господин капитан (Петр) соизволил ходить и я при нем же, и возвратился не без счастья. 2 корабля нериятельские с знамены и с пушки и со всякими припасы взяли, на первом 10, а на втором 8 пушек." Царь так счастлив этой победой - первой для России! - что дарует Меншикову неслыханную привилегию - теперь ему разрешено содержать собственную охрану - почти личную гвардию.

С основанием Петербурга забот у Меншикова прибавляется настолько, что он затрудняется выкроить несколько минут, чтобы продиктовать письмо девицам: "А что вы пеняете, что не часто вам пишу, а вы в том не подивуйте, потому что за недосугом и то чинится,  а вам мочно всегда писать". Впрочем, чин первого губернатора новой столицы вознаграждает за все труды.
Но вот и закончилась походная жизнь. Петр венчается вторично сам, женится и Меншиков. Разумеется, на Дарье Михайловне Арсеньевой, многолетней "зазнобушке", редкой красавице, но не бойкой, скорой на слезы, исключительно преданной и мужу, и домашнему очагу. Вторая сестра, горбатая Варвара, женщина редкой образованности, ума и воли, отказывается от женихов и остается доме Меншиковых незамужней.

Сотрудничество с царем не прекращается. О роли Александра Даниловича в заведении мануфактур, развитии и распространении просвещения говорит то, что он первым из русских был удостоен членства в научном Королевском обществе. Об этом 25 октября 1714 года Александра Даниловича известил сам великий Ньютон...

До конца жизни отнюдь не отличавшийся скромностью Меншиков ни разу не посмел присоединить к своим громким титулам слова - член Королевского общества. Осторожность и здравомыслие победили честолюбие. Дело в том, что всесильный "полудержавный властелин" так и не научился... читать и писать - он умел только расписываться. Светлейший скрывал свою неграмотность, но о ней сохранилось множество свидетельств современников. В архивах не сохранился ни один документ, написанный непосредственно рукой князя. Косвенно подтверждает неграмотность Александра Даниловича и сухой, официальный тон писем к любимой супруге - понятно, вести переписку приходилось через третьих лиц...

С годами богатство и влияние светлейшего только возрастали. Продолжалась и дружба с Голицыными, точнее, с их потомками - после смерти Федора Голицына имение наследует его старший сын Николай, женатый на сестре известного культурного деятеля, основателя Академии художеств и одного из основателей Московского университета, Ивана Ивановича Шувалова. Здесь же, в Черемошьем, не раз гостит у своего покровителя Михайла Ломоносов - еще не великий...

Крушение и процветание

Громадное состояние Меншиковых до сих пор так и не поддалось точному подсчету. Только на Украине бывшему денщику принадлежит 4 города, 88 сел, 99 деревень, 14 слобод, одна волость - и это не считая владений в великорусских землях, Прибалтике, отдельных городах. Рачительный Данилыч скупает все, что может принести даже незначительный доход - вплоть до винных погребов и лавок, которые сдает в аренду.

А меншиковские дворцы, которые после ссылки князя достаются, как высшая награда, членам царской семьи? Впрочем, и в самые лучшие времена дом "Алексашки" в значительной степени и дом царской семьи. Старорусский Кремль никак не подходит ни для европейских приемов, ни для ассамблей. В молодости царь пирует на немецкой слободе, и роль гостеприимного хозяина играет Лефорт; впоследствии его место занимает чета Меншиковых.

Не в этом ли одна из причин того, что "Алексашка" раз за разом выходит сухим из воды - несколько раз следствия по делам о воровстве светлейшего оканчиваются ничем, и однажды князь отделывается "легким испугом" - всего лишь крупным штрафом, который вскоре царь наполовину простил?

Но неугомонному светлейшему теперь этого мало! Он уже не довольствуется тем, что после смерти Петра - и при Екатерине 1, и при Петре 2 - часто отдает приказы от Высочайшего имени, даже не ставя царственную особу в известность. Безродный Алексашка бредит собственным наследственным престолом! Пусть не русским - хотя бы Курляндским.  Старшая дочь князя Мария уже десяти лет сговорена с сыном  старосты Бобруйского Яна Сапеги, Петром. Невесте едва исполнилось пятнадцать, и только что утвержившаяся во власти Екатерина 1 присутствует при объявлении официальной помолвки - обручении которое торжественно совершает Феофан Прокопович.

Законным наследником Петра Великого должен стать его внук - сын Петра и Екатерины, царевич Петр Петрович, который умер ребенком. Но Меншиков никак не может этого допустить - ведь его имя стоит первым в списке приближенных императора, приговоривших к смерти отца наследника, царевича Алексея. И вот в завещании Екатерина специально оговаривает, что для получения престола будущий император должен взять в жены одну из дочерей Меншикова. Уж тестю вину Петр должен простить!

Меншиков забоится о воспитании и образовании внука Петра, пользуется неограниченным влиянием на царственного подростка. Полная победа? Да, но только на три месяца. Дальше уже немолодой Александр Данилович слег с приступом давно мучавшего его туберкулеза.

Шести недель, пока продолжалась болезнь, хватило, чтобы юный Петр полностью попал под влияние давних врагов светлейшего - Долгоруких. Забулдыга и пьяница Иван Долгорукий, сознательно спаивая мальчишку, добивается расправы над Меншиковым. Семью князя лишают состояния и отправляют в ссылку - сначала в Раненбург, а затем и в Березов. У брошенной невесты отобрали обручальное кольцо и все подарки - скупость, царям не свойственная. Впрочем, впоследствии Петр распоряжается смягчить условия содержания бывшего наставника, но никто их царедворцев не спешит исполнить указ мальчишки, тем более смертельно заболевшего. Да и нет в этом смысла - жена князя, Дарья Михайловна, умерла еще в дороге, Варвара Арсеньева дожила свой век в монастыре,  сам светлейший и Мария прожили в ссылки чуть больше года...

Из всей семьи только младшие дети, Александр и Александра, смогли воспользоваться помилованием Анны Иоановны в 1730 году. Полностью восстановить отцовское наследство им не удалось, но и той части, что была им возвращена, достаточно для самого роскошного образа жизни. Черемушки продолжают оставаться Подмосковной Меншиновых.

Надежда СЕМЕНОВСКАЯ, Студенческая правда - 21 августа 2006 г., 19.39



Цикл публикаций "История России. История Москвы":
Страшные тайны Теплого Стана - Н.Семеновская
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ



Экспресс наращивание волос. . Холодное наращивания волос быстро.