ПОИСК ПО САЙТУ


Светлой памяти дефицита посвящается...

2006-08-02 18:59:26

Уж чем только у нас в последние годы не пугают - и мировым терроризмом, и падением цен на нефть, и отставкой генерального прокурора - а до такого никто не додумался. Я как прочитала-посмотрела - аж холодным потом покрылась. Но обо всем по порядку.

Сижу я дома, никого не трогаю, готовлю матерал для родной редакции и попутно шарю по интернету, а там - такое. В Москве, да и в России, оказывается, дефицит водки!

Не успела я вернуть себе ощущение реальности, гляжу - под окном милиция собирается. Вообще-то они у нас во дворе бывают часто - во втором подъезде один сосед в УВД работает. Но тут они стояли как-то не так -. почти не разговаривали, нервно курили. Ясно - пришли по долгу службы.

А тут еще их коллеги подтягиваться стали. Такие же хмурые, деловитые. Всего человек пятнадцать.

Решила я судьбу не искушать, взяла себе на поводок собаку - и в парк, на прогулку. Да не тут-то было!

Через дорогу от обычной средней школы № 103 много лет находилась коммерческая палатка. Теоретически она должна была торговать прохладительными напитками и фруктами, но практически единственное, что всегда в ней наличествовало - легкие спиртные напитки, нехитрая закуска вроде семечек - орешков - чипсов, сигареты.

Если верить слухам, ночью, под шумок, там продавали и водку. Но не всякому-каждому, а только тем, кто пользовался у продавца хорошей репутацией. То есть пил много, в долг брал часто, но отдавал вовремя и с процентами.

Так или иначе, но палатка сия, а также десяток ее микрорайоновских "сестер", закомплексованным жителям очень мешала. Не всем нравится, когда дворы и детские площадки превращаются в пивные под открытым небом. Но самое главное - я лично видела, как в таких палатках спиртное и сигареты продавали детям. Самым обычным школьникам лет двенадцати-тринадцати, которые иногда прибегали за горячительным из школы на перемене...

В принципе - ничего удивительного. Администрация крупных супермаркетов обычно не заинтересована в том, чтобы привлекать в качестве потребителей спиртных напитков несовершеннолетних. Крупные бизнезмены могут сделать хорошую прибыль на иной продукции; как правило, им вовсе не нужно портить собственную репутацию и, возможно, осложнять отношения с контролирующими органами. Кроме того, в крупных магазинах есть охрана. Там в принципе невозможна ситуация, когда девушка-продавшица просто боится отказать семнадцатилетним "детишкам".

Прибыль мелких предпринималетей невелика, и уж они-то кровно заинтересованы в каждом покупателе. Неважно, сколько ему лет - главное, может ли платить деньги... При этом привлечь к ответственности их сложнее - ну не ставить же пост милиции у каждой палатки.

О борьбе с "малым бизнесом" несознательных жителей микрорайона можно написать целый роман. Да он, собственно, уже и написан - в виде обращения в управу и префектуру. Года три назад даже удалось выжить палатку, которая стояла в пятидесяти метрах от входа в школу, но этой крупной победой дело и ограничилось.

И вот - свершилось! Злополучную палатку выселила милиция. Точнее сказать, пыталась выселять - владельцы окружили ее пятью "Волгами" и не давали эвакуатору подъехать, попутно устроив огромную пробку на узкой улице Волгина.  При этом держащие оборону мужчины постоянно дозванивались кому-то по мобильным телефонам, а женщины- продавщицы подняли такой визг, что впору было бежать за наушниками.

К чести милиции, она вела себя вполне корректно. Старший по званию пытался вести переговоры, остальные хранили каменное молчание, упорно не отвечая на любые вопросы и предлагая наиболее активным "помощникам" разойтись по домам.

Часам к шести вечера палатку все же убрали, и я спокойно принялась за дело - решила почитать несколько популярных московских изданий. Всхлипывания коллег меня удивили - мол, звери-чиновники "мешают нам пить", "создали дефицит водки".

...Мое отрочество и юность пришлись на самый конец Советской власти - середина и конец восьмидесятых - самое начало девяностых годов. Тогда в московских магазинах свободно продавались платья для женщин и обувь фасона "прощай, молодость"; костюмы мышиного цвета и семейные трусы - для мужчин; школьную фораму для детей можно было купить один раз в год по талонам.

Молоко, хлеб, овощи, крупы можно было купить, лишь отстояв часовую очередь. В выходные дни в магазинах "выбрасывали" чай, сахар, стиральный порошок, мыло, туалетную бумагу, - словом, то, без чего невозможна жизнь нормального человека.

Москвичи обычно занимали очередь под дверью магазина за час - два до открытия. Поскольку товар отпускался по столько-то штук в одни руки, в битве за дефицит принимали участие все члены семьи: и совсем маленькие дети, и беременные женщины, и старики...Здорового мужчину обычно использовали в качестве ледокола, который шел первым и пробивал семье дорогу сквозь людское море.

Жители Подмосковья и малых городов в выходные отоваривались в столице. Возникло даже такое выражение - "колбасные" автобусы и электрички. Уверена, что корни взаимной неприязни москвичей и приезжих растут именно из времен дефицита...

Я даже не хочу описывать, чего стоило обычным людям "достать" (да, именно так тогда выражались) мебель, бытовую технику, стройматериалы для дачи... Нужны было добиться, чтобы твою фамилию внесли в список лиц, имеющих право приобрести все это за собственные деньги, и несколько лет подряд еженедельно "отмечаться" в очереди...

Сегодня такое даже представить себе невозможно. Долго я искала в Москве Дефицит и, к, счастью, вынуждена заметить, что спиртное в ассортименте от легких аргентинских вин до настоящего английского джина приобрести вовсе не проблема. В крупных магазинах есть и водка, и коньяк, и шампанское, и мартини. А вот чего вовсе нет - так это очередей. Никаких выкриков: "Мужики, кто последний за водкой?", "Больше пузыря в одни руки не отпускать!"; никакого змеиного шепота: "Вас тут не стояло!" я не услышала.

А вот мелкие магазины действительно отказываются от торговли крепким спиртным, оставляя на прилавках разве что пиво. Но для нормального человека, который хочет выпить с друзьями или ждет на день рождения гостей, наверное, пройти одну-две автобусные остановки не проблема.

Тем не менее, ситуация на алкогольном рынке критическая.

Новый закон об алкоголе, о котором "Студенческая правда" писала еще зимой (материал "Русская рулетка ХХI века"), вступил в действие с 1 июля. Специалисты называют этот день "черной субботой". С одной стороны, он сделал важное и нужное дело - уравняв правах и обложил акцизами всех производителей спирта в стране. То есть теперь уже не получится продавать одеколон или жидкость для разжигания камина, на 90% состоящую из спирта, по цене 20 рублей за литр. Причем, если потребитель отравился, претензии к продавцу и производителю пръявить невозможно - продукция не предназначалась для употребления в пищу и, следовательно, кто умер - сам виноват.

С другой стороны, как отметил замруководителя потребительского рынка и услуг Владимир Слепак, новый закон, который должен был навести порядок и перекрыть кислород нелегальному обороту спиртного, напротив, привел к увеличению доли рынка фальсифицированных спитрных напитков. Во-первых, чиновники потеряли право контролировать оптовиков - теперь можно лишь проверять накладные на спиртное в палатках и магазинах. Проверить все торговые точки просто нереально даже в том случае, если МВД будет заниматься только этим. Во-вторых, депутаты отменили так называемую аккредитацию фирм, торгующих спиртными напитками на российском рынке.

Раньше любой предприниматель должен был ответить на вопросы: "Какова алкогольная политика вашей компании? Какие бренды вы раскручиваете, где размещаете рекламу? С какими производителями и оптовыми базами у вас заключены договора? Для людей какого возраста, достатка, социального положения вы работаете?" И если предприниматель Иванов не мог дать вразумительного ответа или нарушал заявленные условия, его достаточно легко было лишить аккредитации.

Прежний порядок была призвана заменить Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Вот только к 1 июля она вовсе не была приведена в режим опытной эксплуатации. То есть Закон, объявляющий любую бутылку, чей штрих-код не был проведен через информационную сеть, проданной незаконно, уже действует, а сама ЕГАИС - еще нет. Более того, неясно, кто заказчик ЕГАИС, кокая организация отвечает за создание этой информационной системы, ее работу и техническую поддержку? 

27 июля в пресс-центре МК представители бизнес-сообщества, чиновники, рестораторы искали выход из ситуации. Было решено создать настоящий экспертный совет из всех заинтересованных лиц и обратиться с письмом к Правительству РФ. Но в одном все мнения всех участников дискуссии совпали: беспредел на рынке алкоголя выгоден тем, кто производит и торгует фальсификатами - хозяевами мелких торговых точек и нелегальных заводов.
 
Разумеется, со временем новый Закон заработает. Вот только неизвестно, несколько успешно и долго получится сопротивляться у тех, кто зарабатывает сверхдоходы на нашем здоровье, спаивает наших детей, делает нашу жизнь заложницей содержимого бутылки...

Очень часто в ответ на "наезд" власти или осуждения общественного мнения эти бизнесмены возражают, что попытки запретить несанкционированную торговлю спиртным убьет малый бизнес. И что это, мол, нехорошо, недемократично. Мол, на Западе малый бизнес процеветает.  При этом мало кто задумывается - а что, собственно, такое этот самый малый бизнес?

На Западе люди знают, что в семь утра к порогу их дома мистер Смит доставит молочные продукты, мистер Браун - бакалею, мистер Томсон - мясо... Западные бакалейщики, булочники, зеленщики, содержатели прачечных - вот основа "малого бизнеса по-западному". Это та самая буржуазия, которая складывалась веками и которой в нашей стране нет до сих пор. Предприятия бытового обслуживания у нас либо принадлежат крупным сетевым компаниям, либо каким-то чудом сохранились со времен советской власти. Мелким хозяевам у нас невыгодно содержать прачечную или молочную. О том, чем и как они торгуют - смотреть выше.

В Европе и США действую драконовские ограничения на торговлю спитрным и сигаретами. Во всей Оттаве - столице Канады - есть только один магазин, где спирные напитки можно приобрести после 23.00. Разумеется, такое право есть только у взрослых. Посещают этот магазин в овновном туристы.

Хозяин бара, в котором несовершеннолетний за день до восемнадцатилетия выпил бокал пива или вина, заплатит огромный штраф. По инерции официанты требует удостоверения личности у молодежи лет до 25 - 30. Тот же, кто "наливает" школьникам регулярно, не только лишится лицензии. В некоторых странах и штатах ему может "светить" приличный тюремный срок...

Если у общество есть выбор: разорить малый бизнес или споить целое поколение детей, нормальное общество выберет детей, а не бизнес. И не надо жалобно всхлипывать - мол, хозяева и продавцы палаток останутся без работы! Пусть останутся. С голода не умрут - займутся еще чем-нибудь. Пусть, в конце концов, нанимаются дворниками, если не умеют ничего другого.

Ведь и торговля  наркотиками для кого-то кусок хлеба, и проституция. Если следовать логике адвокатов малых предпринимателей, но давайте вводить "краткий курс наркомана и проститутки" в школьную программу, а еще лучше - приучать к этому детишек еще с детского сада. Мы же не можем допустить, чтобы сутенеры или наркобароны без прибыли оставались!

Такое уж точно никаким террористам в голову не пришло. Подумала я об этом - и покрылась холодным потом...

ВЫПИТЬ И ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ:
1. Никогда не покупайте алкоголь с рук, в коммерческих ларьках, привокзальных магазинах и т. п. Чем меньше "фирма", тем больше вероятности нарваться на суррогат.
2. Поинтересуйтесь у продавца "происхождением" бутылки, обязательно сохраните чек.
3. Проще всего подделать водку и коньяк - разбавляешь спирт водой или сладким крепким чаем, заливаешь в бутыки, наклеиваешь акцизную марку - и готово. Сложнее всего фальсифицировать вино и пиво. Делаем выводы.
4. Покупайте известные сорта спиртного. Итальянского винного напитка "Мартинелло", ирлансдского виски "Рояль брук" нет в природе!
5. А может, временно завяжем пить вообще?

Надежда СЕМЕНОВСКАЯ
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ




Новый автосалон советует рассмотреть автомобиль