ПОИСК ПО САЙТУ


Долгая дорога к университету

2006-07-15 15:17:06

В самом разгаре вступительные экзамены. Кто-то, очаровав приемную комиссию интеллектом и обаянием, празднует победу, принимает поздравления и на полную катушку пользуется прекрасной погодой и заслуженным отпуском. Для тех, кому не повезло, самые тяжелые испытания еще впереди.

Не повезло...


... Именно здесь, около списков с результатами экзаменационных оценок, лучше всего наблюдать, как несправедливы и жестоки порой бывают близкие. Парень лет шестнадцати едва сдерживает слезы, а стоящий рядом оч-чень представительный отец (даже в гражданской одежде чувствуется военная выправка) при всех отвешивает ему звонкую пощечину... Кто-то из девушек плачет, подружки быстро уводят ее в сторону торговых рядов... Девушка то вынимает, то прячет в сумку мобильный телефон...

В прессе тоже уже что-то прозвучало о зернах и плевелах. Ребята, если ваша мечта стать студентом не осуществилась с первого раза, не отчаивайтесь! В конце концов, все, что Господь Бог ни делает - к лучшему, вовсе не всегда успешные люди становятся студентами сразу после школы (ректор МГУ Виктор Садовничий - яркий пример, почитайте в интернете его биографию!), все у вас еще впереди.

Когда проходит шок, встает вопрос - как жить дальше? Особенно актуален он для юношей. Автор этого материала знала молодых людей, которые были готовы поступить в любой ВУЗ, на любой факультет, осваивать профессию хоть педагога дошкольного воспитания, лишь бы избежать армии.

Есть более рациональное решение проблемы. Почему-то в нашей стране абитуриенты часто забывают, что профессиональное образование бывает не только высшим, но и средним. Первой ступенью к профессии может стать хороший профильный колледж.

Немного истории

Исторически сложилось так, что с раннего Средневековья до эпохи буржуазных революций система образования полностью зависела от Церкви. Еще в XIX веке к детей небогатых дворян и купцов обучал грамоте дьячок; до 1917 года самыми массовыми школами для крестьян были церковноприходские; в первых университетах готовили высшее православное или католическое духовенство. Но жизнь не стояла на месте, и потребность в светском образовании из века в век возрастала.

На Западе учебные заведения для медиков, техиков, инженеров, строителей, торговцев стали называть колледжами. Постепенно список профессий, которые можно получить в колледже, пополнялся; сегодня в Новом Свете и Европе продолжить образование в колледже планируют не менее 50% выпускников школ. В современное время в Великобритании, Америке, европейских странах колледж - это, как правило, "повышенное среднее" или высшее училище. Но самое главное - исторически в Европе сложилось так, что колледж воспринимается в качестве учебного заведения, дающего полноценное высшее профессиональное образование. Очень часто колледж входит в состав университета.

Лишь в одной только Францией коллежами принято называть известные частные средние школы. Впрочем, следует учесть, что на родине Вольтера бакалавр - это не высшее, а среднее образование.

Что такое колледж в России?

В СССР высшее образование можно было получить только в университете или институте, где студент обучался 5 - 6 лет. Рабочим специальностям обучали в ремесленных училищах, а специалистов среднего звена готовили в техникумах. Лишь совсем недавно, в 2002 году, четырехлетнюю подготовку в ВУЗе по программе бакалавриата признали высшим образованием.

В России первые колледжи появились лет пятнадцать назад. Чаще всего изменить название старались известные московские техникумы, медицинские и педагогические училища. Большинство выпускников данных учебных заведений работало по специальности, и их с удовольствием ждали профильные ВУЗы. Еще в советское время выпускники медицинских, технических, педагогических училищ, даже не имеющие производственный стаж, пользовались значительными льготами при поступлении в институт; как отмечают преподаватели старшего поколения, обычно такие абитуриенты были очень хорошо подготовлены. Считалось чуть ли не чрезвычайным происшествием, если на экзаменах кто-то из них получал "пару".

В середине 90-х система образования пережила бум переименований: любой заборостроительный институт норовил стать университетом; обычные "средние школы с матуклоном" - гимназией или лицеем; любое ПТУ с сомнительной репутацией - "колледжем" или "лицеем". К сожалению, большинство учебных заведений своего добились. Так что, выбирая колледж, будьте бдительны! Убедитесь, что вы получите именно серднее специальное образование.

Что следует знать:


• В ПТУ учащиеся, поступившие после 9-го класса, получают среднее образование по программе общеобразовательной школы + специальность, поступившие после 11-го класса - только специальность. На практике это означает, что вас будут обучать только ремеслу - то есть прививать навыки, необходимые для работы за станком, за кассой или прилавком... Общеобразовательные предметы в ПТУ традиционно не на первом месте. Со свидельством об окончании ПТУ очень трудно устроиться на работу не по специальности; если же это и удается, такой работник никогда не поднимется выше линейного персонала - курьера, оператора ПК или секретаря на телефоне. Разумеется, если не будет продолжать образование.

• В колледже студенты, кроме практических навыков, получают среднее специальное профессиональное образование. Программы обучения общеобразовательным предметам, специализированные программы обучения профессии, спецкурсы лишь немного облегчены по сравнению с программами ВУЗов. В некоторых колледжах первые курсы вообще копируют профильный ВУЗ, а иногда случается, что програмы колледжа больше, чем в иных не слишком престижных институтах, и студентов там готовят лучше.

• В ПТУ система обучения полностью копирует среднюю школу. На первых двух курсах общеобразовательные предметы преподают обычные школьные учителя, только учатся "лицеисты" три - четыре дня в неделю. Остальное время посвящается практике на предприятиях. На третьем курсе вообще обычно преподают только спецкурсы - товароведение, например.

• В колледже система обучения - институтская. Все как у обычных студентов - лекции, семинары, зачеты и экзаменационная сессия. Часто предметы ведут преподаватели профильных ВУЗов. Впрочем, как правило, у студентов колледжей чуть меньше свободы, чем у их "коллег" из университетов. Традиционно преподаватели колледжа лучше следят за дисциплиной. Плохо это или хорошо - каждый решает за себя.

• Закончив ПТУ, выпускник получает на руки аттестат о законченном среднем образовании + свидетельство о профессии. Выпускник колледжа получает диплом о среднем специальном образовании, то есть уже является дипломированным специалистом и может начинать профессиональную карьеру.

• Очень редко выпусники ПТУ имеют льготы при поступлении в ВУЗ; как правило, только в том случае, если закончили учебу с красным дипломом или имеют стаж работы по специальности; о перспективах дальнейшего обучения выпускников колледжа - смотреть ниже.

Старая гвардия

В далекие тридцатые годы молодая Советская республика снова налаживала связи с иностранными державами: возобновляли работу посольства, открывались новые дипломатические представительста. 26 июля 1931 года Коллегия Народного комиссариата иностранных дел приняла решение учредить годичные курсы Наркомата для подготовки работников на должности делопроизводителей, стенографов, машинисток и бухгалтеров. Материалы архива свидетельствуют, что Курсы были открыты в октябре 1932 года. На курсы принимались девушки и юноши в возрасте 17-22 лет. Достаточно было иметь семилетнее, а с 1935 года девятилетнее среднее образование; тогда же курсы были реорганизованы в двухгодичные с обязательным изучением стенографии и иностранного языка.

С момента создания и до 90-х годов Курсы оставались закрытым учебным заведением, которое находилось в ведении Главного Управления кадров и учебных заведений МИД наряду с МГИМО и Дипломатической академией. Отбор кандидатур был строгим. Обязательной являлась рекомендация райкома комсомола или первичной партийной ячейки.

В России возрастала и продолжает возрастать потребность в квалифицированных секретарях-референтах, бухгалтерах, архивистов с высшим образованием. Естественно, с годами увеличивались учебные программы, совершенствовалась материальная база курсов. В июле 1993 года приказом по Министерству Курсы были преобразованы в Колледж МИД Российской Федерации.

Сегодня колледж МИД - одно из самых престижных учебных заведений. Студенты осваивают там специальности "секретарь-референт", "документационное обеспечение управления и архивоведение"; традиционно выпускники работают в Министерстве иностранных дел России и его представительствах за рубежом; в правительственных и государственных организациях: Аппарате Президента Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации. Часто выпускников колледжа приглашают на службу в МГИМО, РАО ЕЭС России, Газпром, Сбербанк, Внешторгбанк, Федеральную налоговую службу России, центральные офисы компаний Норильский никель, Wimm-Bill-Dann, на НТВ. Конечно, выпускники колледжа очень востребованы там, где требуются специалисты, профессионально умеющие вести документооборот: в бухгалтерии, кадровых службах, в банках.

Вступительные испытания в колледж проходят в июле. Абитуриенты проходят тестирование по русскому и английскому языкам и сдают один экзамен - русский устный. Те, кто не прошел по конкурсу, могут поступить в колледж на платное отделение.

Руководитель направления дневного отделения колледжа Людмила Алексеевна Кондрашова: Конкурс в наш колледж составляет 3,8 человек на место, так что те, кто сдавал в другие ВУЗы те же вступительные экзамены, что сдают наши абитуриенты, могут учиться только на договорной основе. Причем в каждом случае кандидатура студента рассматривается индивидуально.

Большинство наших выпускниц сразу после колледжа начинают работать. Многие стремятся продолжить образование. Большое внимание в колледже уделяется изучению иностранных языков - многие наши девушки поступают в Институт иностранных языков или на престижные "языковые" факультеты других ВУЗов. У нас отлично преподается экономика - выпускники продолжают образование в РЭА им. Г.В. Плеханова, Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ). Кроме этого, по решению педагогического совета колледжа ежегодно двое наших лучших выпускников зачисляются без экзаменов на первый курс любого факультета МГИМО. Такой подарок преподносят в награду за трудолюбие и способности.

Молодые колледжи - кто дышит в спину?

Колледж МЭСИ

Западная схема - колледж как одно из отделений ВУЗа - успешно реализуется и у нас. В 1997 году как структурное подразделение Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) был основан Колледж управления, права и информационных технологий. Тогда здесь делали первые шаги к профессии будущие юристы.

Список программ переподготовки специалистов, программ и новых специальностей постоянно пополняется. Так, в августе 2002 года был открыт набор на программы дополнительной профессиональной подготовки "Бухгалтер малого и среднего бизнеса", "ПК для бухгалтера", "Менеджмент", "Маркетинг", "Офис-менеджер"; начали работать компьютерные курсы.

В июне 2003 года введены специальности "Автоматизированные системы обработки информации и управления", "Налоги и налогообложение"; в 2004 году начат прием на специальность "Прикладная информатика". Тогда же колледж ввел технологии электронного обучения на всех этапах учебного процесса - студенты пользуются электронными учебниками, электронной библиотекой, часть учебных материалов записана на CD-дисках. В прошлом году открыта новая востребованная специальность - "Коммерция".

Вообще учебный процесс в колледже полностью копирует обучение в МЭСИ - большинство преподавателей колледжа - штатная профессура университета или те, кто прошел в МЭСИ обучение и сертификацию. Педагогический коллектив МЭСИ - это 46 докторов наук, профессоров, 214 доцентов и кандидатов наук.

Сегодня в колледже учится около 8 тысяч студентов, считая тех, кто получает дистанционное образование. Они осваивают модные ныне специальности "юриспрунденция", "финансы и кредит", "менеджмент организации", "маркетинг", "прикладная информатика", "бухгалтерский учет, анализ и аудит".

Колледж управления, права и информационных технологий МЭСИ тесно сотрудничает с Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики, Евразийским открытым институтом (ЕАОИ).

По словам начальника отдела по организации учебного процесса в регионах Ольги Валентиновны Левкут, выпускники колледжа - практически подготовленные блестящие специалисты. Об уровне их профессионализма в МЭСИ судят не с чужих слов, так как выпускников колледжа с удовольствием принимают на работу в структурные подразделения университета. Кроме того, с дипломом колледжа очень просто получить высшее образование.

- Дело в том, что колледж - внебюджетное учебное заведение, обучение там платное, - объясняет Ольга Валентиновна, - Но после колледжа бывший студент имеет право поступить на 1 курс МЭСИ на бюджетное отделение. В этом случае ему не только гораздо проще успешно сдать вступительные экзамен, чем абитуриентам - вчерашним школьникам. Студенту, закончившему колледж, на первом курсе перезачитывают все сданные в колледже зачеты и экзамены, а это около 80% учебного материала!

На платное отделение МЭСИ выпускник колледжа может поступить сразу на третий курс. При этом на дневном отделении ему остается проучиться еще 3 года, на вечернем - 3,5 года, на заочном - 4 года. Подавляющее большинство таких студентов в первый же год после окончания колледжа находят работу.

Юридический колледж Российской академии правосудия

Как структурное подразделение Российской академии правосудия существует Юридический колледж. Здесь готовят высококвалифицированных специалистов среднего звена для судебной системы Российской Федерации.

Можно смело утверждать, что учеба в колледже - не синекура. Студенты, поступившие после 11-го класса на специальность "Правоведение", получают не только базовое среднее профессиональное образование, но и дополнительную подготовку в области судопроизводства. Такого рода обучение предполагает знание не только основ материального и процессуального права, но и специфики делопроизводства в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, получение основ подготовки в сфере современных информационных технологий, применяемых в судах, в юридической деятельности в целом.

Проще говоря, студенты совершенствуют уровень компьютерной грамотности; начиная со второго курса, проходят практику в судах различного уровня. Повышенный уровень подготовки включает в себя специальную программу изучения иностранных языков (профильный язык - английский) и одиннадцатинедельную заключительную практику в Лондонском университете. У студентов есть выбор: можно сделать немецкий язык базовым и изучать его с нулевого уровня. Заключительную двухмесячную языковую практику в таком случае проходят в Мюнхенском университете.

По окончании колледжа выпускники получают два вида дипломов: базового и повышенного уровня. Учившиеся 2 года 10 месяцев получают квалификацию "Юрист с углубленной подготовкой", тем, кто провел в колледже 1 год 10 месяцев, присваивают квалификацию "Юрист".

Те, кто учился на отделении "Земельно-имущественные отношения" получают только диплом "Специалист по земельно-имущественным отношениям".

Программы колледжа полностью согласованы с учебными планами юридического факультета Академии правосудия. Занятия у старшекурсников ведут не только профессора Академии, но и практикующие специалисты из Верховного и Высшего Арбитражного судов России.

Опровергая законы геометрии

Как видим, вовсе не всегда прямой путь из школы и ВУЗ - самый краткий. Гораздо проще и выгоднее поступать в институт, уже имея среднее профессиональное образование. Преимущества очевидны:

• Закончив колледж, вы уже являетесь квалифицированным специалистом, пусть и без высшего образования, и можете начинать профессиональную карьеру.

• Если поймете, что ошиблись в выборе специальности - бросить колледж не так жаль, как ВУЗ.

• Закончив колледж бесплатно, вы не теряете права получить высшее образование за счет государства. Второе высшее образование по закону можно получить только за свой счет.

Надежда СЕМЕНОВСКАЯ
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ