ПОИСК ПО САЙТУ


Хочу учиться! Желательно в престижном университете

2006-07-13 19:20:23

Правильный выбор профессии и поступление в соответствующий ВУЗ - одно из главных условий успеха. Неудивительно, что большинство современных выпускников школ стремятся в престижные ВУЗы. Чтобы дать ребенку возможность учиться, родители часто отказывают себе во многом. На абитуриента обрушиваются непомерные физические и моральные нагрузки. Если замечаете в толпе бледного молодого человека или девушку с красными от бессонных ночей глазами, нервно перелистывающего книгу или тетрадь, можете не сомневаться - это он, потенциальный студент-2006.

Бесплатное образование - миф или реальность?

Лет тридцать - сорок назад успех на экзаменах полностью зависел от прилежания и способностей вчерашнего школьника. В кругу знакомых автора статьи немало людей, приехавших в Москву из небольших поселков или провинциальных городов и поступивших в МГУ, МВТУ им. Н. Э. Баумана, МИСиС, Лингвистический университет, МГИМО. Посещение подготовительных курсов при ВУЗе тогда считалось роскошью, а слово "репетитор" наши родители вообще не знали.

Теперь все изменилось. С одной стороны, высшее образование стало доступнее. В СССР произошло два бэби-бума: послевоенный (1947 - 1957 гг.) и брежневский (1970-е годы и начало 80-х). Старые профессора помнят времена, когда на конкурс на место в престижном ВУЗе составлял 20 - 30 абитуриентов; даже в начале и середине 90-х, когда упал интерес к высшей школе, редкий ВУЗ не мог выбрать студента из 2 - 5 претендентов. Сейчас же количество выпускников школ, рожденных в самом конце восьмидесятых, уменьшилось, а количество университетов - возросло. Даже в МГУ средний конкурс - 5 -6 человек на место в зависимости от факультета.

И все же можно сказать, что в университеты с именем и репутацией поступить "с улицы", без подготовительных курсов и репетиторов, стало гораздо сложнее. Даже если не принимать в расчет банальную коррупцию, когда имена зачисленных на бюджетные места известны заранее, очень часто знаний, полученных в школе, недостаточно, чтобы сдать вступительные экзамены.

К сожалению, очень часто абитуриент оказывается перед выбором: пытаться продолжать "штурм" выбранного ВУЗа или согласиться поступить в менее известный на ту же самую специальность? По данным образовательного портала 5ballov.ru, подавляющее большинство старшеклассников поступают одновременно в несколько ВУЗов (69% респондентов), 19% планируют поступать сначала в один ВУЗ, а в случае неудачи - в другой, и только 12% выбрали для себя единственное учебное заведение, в которое они будут подавать документы. В случае провала на вступительных экзаменах более половины абитуриентов (56%) попробуют поступить в другой ВУЗ, 19% подадут документы на другой факультет выбранного ВУЗа, 9% никуда не будут поступать, а повторят попытку через год.

Клятва преподавателя: а счастье было так возможно

Разумеется, конкретного человека, который не обнаружил свою фамилию в заветных списках зачисленных на факультет, мало утешит любая статистика. Каждому придется самому решать, что делать дальше, но все же некоторые закономерности следует учитывать.

В нашей стране жаловаться на должностное лицо - неблагодарное занятие. И особенно бесправна у нас молодежь - какие бы нарушения ни были бы выявлены в работе приемной комиссии, перед абитуриентами едва ли кто-нибудь даже извинится, а уж прецедентов судебных разбирательств очень немного. И все же автор материала позволит себе изложить весьма поучительную историю, случившуюся год назад.

Молодой человек - назовем его Васей - довольно прилично закончил школу и подал документы на PR-факультет одного из ВУЗов. К его удивлению, на первом же экзамене он получил неудовлетворительную оценку. Во время апелляции выяснилось, что за две лишние запятые оценку снизили на три балла - таких требований к абитуре не предъявляют даже на филологическом факультете МГУ!

Тогда в приемную комиссию обратилась мать несовершеннолетнего абитуриента. Очень приятный председатель, вежливо улыбаясь, объяснил, что обязательным условием для абитуриентов было сочинение в жанре журналистского репортажа(!), и писать так соискателей учили на подготовительных курсах, которые Вася не посещал. Подобная подготовка, между прочим, стоит более 1000$ - очень приличная сумма для Васиной семьи. В средней школе у нас еще пока не готовят журналистов. На вопрос, следует ли понимать это заявление как признание, что поступление на бюджетное место в государственный ВУЗ - платное, присутствовавшие преподаватели наперебой стали убеждать женщину никуда не жаловаться, а поступить на подготовительный факультет бесплатно.

Вася согласился и очень старался. Не буду подробно излагать, через какую войну с военкоматом парню пришлось пройти: по уверению военных, учащийся подготовительных курсов не реализует свое право на получение высшего образования, и, следовательно, должен встать в строй за месяц до вступительных экзаменов - совершеннолетним Вася стал в конце апреля. Возможно, с юридической точки зрения государство в лице военкома совершенно право, но вот как оценивать ситуацию с позиций морали?

История закончилась хорошо - экзамены Вася сдал и стал студентом. Вот только писать сочинения, тем более в жанре журналистского репортажа, на курсах вообще не учили, а зачислили Васю на внебюджетное место...

Сегодня Васина мама думает, что именно продать для оплаты образования сына - машину или дачу?

Поэтому не рекомендуется всерьез воспринимать обещания "запомнить вас", "помочь в следующем году", "порекомендовать коллегам из другого ВУЗа" и т. п. Проблему вам надо решать сейчас, а не в будущем году, и, может быть, стоит задуматься над тем, что за нарушение закона виновных следует наказывать?

Запасной аэродром

Чтобы решить, стоит ли поступать на более доступный факультет выбранного ВУЗа, нужно четко представлять себе, что вы ждете от высшего образования в целом. Если для вас важнее всего громкое имя ВУЗа и вы еще точно не знаете, в какой области хотите посторить карьеру, такой вариант вполне возможен. Фундаментальные знания и качественная подготовка позволят хорошо "распахать мозги", а уж потом можно переучиться, получить второе высшее образование или закончить магистратуру в другом учебном заведении.

Другое дело, если абитуриент не мыслит своей жизни вне авиакомпании, мечтает о научной работе в области микобиологии или видит себя только в роли университетского преподавателя мировой истории. В первом случае ему больше поможет диплом МАИ, чем "универсального" МГУ - работодатели предпочтут специалиста, который обладает специальными знаниями. А вот необходимую базу знаний и возможность заниматься научной работой можно получить только в очень крупных, многопрофильных университетах. Именно они - alma mater наших ученых с мировым именем, там создан и работает уникальный коллектив преподавателей, оттуда выпускнику прямая дорога в аспирантуру, докторантуру, и для будущего микробиолога или профессора МГУ или СПбГУ, - единственный вариант образования.

Следует учесть, что перевестись с менее престижного факультета на более престижный не так-то просто. Придется минимум на полгода отказаться от личной жизни - студенту будет необходимо не только блестяще успевать на своем факультете, где он, возможно, вовсе не хотел учиться, но и, в случае перевода, догонять другую группу, что-то пересдавать... Словом, этот вариант - не для ленивых, да и ВУЗ вовсе не всегда идет навстречу - юридически переводить вас никто не обязан, и часто все зависит от личных взаимоотношений деканов факультетов...

Кстати, менее престижные государственные ВУЗы с жесткой специализацией часто готовят лучших специалистов, чем ВУЗы, известные на всю страну. Высшее образование в России уж слишком общее, и иной раз выпускник престижного ВУЗа знает два иностранных языка, прекрасно разбирается в философии или в теоретической физике, но плохо умеет чертить или слабо представляет себе производство. Так что не поленитесь узнать, какой репутацией пользуется учебное заведение в кругу профессионалов.

Берем в кредит знания

Постепенно россияне привыкают к мысли, что образование вполне может быть платным. Поступить на платное отделение ВУЗа обычно гораздо проще, чем на бесплатное. Опрос, проведенный на сайте 5ballov.ru, показал, что 89% абитуриентов согласны учиться за деньги, и более половины родителей (59%) готовы платить за обучение сына или дочери из своих средств. Если же их не хватает, 7% семей готовы взять кредит на образование, еще 11% займут недостающую сумму у родных и знакомых.

За рубежом уже более сорока лет действует хорошо отлаженная система поддержки способных абитуриентов из небогатых слоев общества. Самым талантливым и целеустремленным вручают гранты - крупную сумму в качестве единовременного пособия, которое можно потратить только на обучение или на научную деятельность. Большинство молодых граждан могут получить в банке долгосрочный образовательный кредит. При этом школьные достижения, выигранные олимпиады, опыт работы в кружках и секциях, связанных с развитием необходимых для будущей профессии качеств характера или нужных навыков, имеет для банкиров гораздо большее значение, чем материальное положение семьи выпускника.

Срок погашения кредита - 20 -30 лет. В США, Канаде, Англии, если выпускник университета объявляет себя банкротом, задолженность погашает государство. Когда проблемы гражданина будут решены, он вернет долг Родине.

Мировой опыт показывает, что случаи невозврата кредитов в разных странах - от 5 до 80% (во время экономических кризисов в странах Латинской Америки).

В России все больше банков тоже предлагают клиентам кредиты на получение образования. Но нельзя забывать, что задача любого банка - получение прибыли, а вовсе не поддержка системы образования и уже тем более не благотворительность. Занять деньги под собственные способности и трудолюбие в нашей стране не получится. Слишком нестабильна наша экономика, и никто не рискнет инвестировать деньги на четверть века; депутаты не первый раз обсуждают различные варианты закона о государственных образовательных кредитов, но воз и ныне там...

Так что можно смело утверждать, что сегодня большинство банков готовы предложить кредит на образования только взрослым, работающим людям. Кредит на образование у нас фактически ничем не отличается от обычного потребительского. Разница в том, что, купив в кредит автомобиль или компьютер, вы уже сегодня можете его использовать, а вот окупить свои знания можно не ранее 4 - 5 курса...

Срок погашения обычно не превышает 3 - 4 года, и возвращать долг, выплачивать проценты нужно уже в студенческие годы. Услуга рассчитана на тех, кто учится в магистратуре или аспирантуре, получает второе высшее, или на тех, кто начал работать сразу после школы, и для продвижения по служебной лестнице ему необходимы знания и диплом. Случается, что в ВУЗ ему советует поступить работодатель и он же оплачивает учебу. Но даже в этом случае получить кредит непросто: обычно банки требуют справки о "белой" зарплате заемщика, требуют залог в виде ценного имущества, наличия двух-трех поручителей, чья зарплата выше средней... Словом, среднеобеспеченной семье гораздо проще оплатить обучение дочери или сына наличными.

Первые долгосрочные кредиты в России

К счастью, и у нас ситуация начинает меняться. Недавно Сбербанк России изменил условия предоставления кредита на образования. Теперь на весь срок обучения заемщику могут предоставить отсрочку погашения основного долга, и студент будет платить только проценты - 19% в год. Срок погашения кредита после окончания ВУЗа - до 5 лет, так что, заключив контракт с банком на первом курсе, вы занимаете деньги у государства на 11 лет. Сумма же образовательного кредита Сбербанка составит до 100% платы за обучение в колледже и до 90% - в ВУЗе. Сумму кредита Сбербанк определит, исходя из платежеспособности семьи студента.

Крупный бизнес готов участвовать в создании системы образовательных кредитов и, в отличие от государства, уже сегодня оказывает молодежи реальную помощь. В 2003 году создан реальный механизм образовательного кредитования - программа "Кредо". (Желающие получить полную информацию найдут ее на сайте www.prokredo.ru).

Кредитным оператором программы (то есть организацией, выдающей деньги) является банк "Союз". Именно он в начале каждого семестра переводит ВУЗу очередной транш - деньги за обучение студента при предоставлении им документов об успешно сданной сессии. Генеральным менеджером проекта является компания "Крэйн", созданная в 2003 году.

В компетенцию компании входит системное сопровождение кредо-студента - от консультирования и помощи в оформлении траншей до содействия в прохождении практики и трудоустройстве. Кредо-студент во время учебы не платит ничего, даже за обслуживание кредита, и лишь став молодым специалистом, расплачивается за образование столько лет, сколько провел в ВУЗе., и выплачивает проценты - 10%. Заемщиком в программе является сам студент. Несовершеннолетним требуется нотариально заверенное согласие обоих родителей на оформление кредита. Таково требование Гражданского кодекса РФ, и уважительной причиной для невыполнения этого условия может быть лишь свидетельство о смерти одного из родителей или официальный отказ от родительских прав. Но родители по кредитному договору не являются ни поручителями, ни созаемщиками.

Поручитель - это вовсе не свидетель совершаемого займа, а организация или частное лицо, которое обязуется в случае невыполнения замещиком своих обязательств выплатить за него долг. Поручителем кредо-студентов является компания "Крэйн". В случае, если выпускник ВУЗа не сможет выполнить финансовые обязательства, именно она погасит задолженность. Вопрос о выплате долга компании будет решаться с каждым кредо-выпускником индивидуально, с учетом всех обстоятельств заемщика.

По словам руководителя PR-направления компании "Крэйн" Александры Усановой, риск для компании, безусловно, существует - сегодня никто не может гарантировать, что все студенты вернут кредит. Более того, сегодня в нашей стране нет даже опытной базы для прогнозирования возможного количества невозвратов.

- Уверены, кредо-выпускники найдут хорошую работу, ведь наша компания сотрудничает только с лучшими ВУЗами, чтобы сделать более доступным именно качественное образование, - говорит Александра Усанова, - Впервые программа «Кредо» была опробована в РЭА им. Г. В Плеханова, уже в 2004 году мы заключили соглашения с МГУ, СПбГУ, МСХА им. К. А. Тимирязева.

В 2005-м к программе присоединились МАИ, МЭИ, МГГУ, МИСиС; в 2006-м - ГУ-ВШЭ (Высшая Школа Экономики), МФТИ, РГУ нефти и газа им. Губкина, МГИМО (университет МИД России), АНХ при Правительстве РФ, МЭСИ, МГТУ им. Н. Э, Баумана, МИИТ, МИФИ.

Количество кредо-студентов постоянно растет. В 2004-м на условиях программы "Кредо" получали образование 359 молодых людей и девушек, в 2005 - уже более 1100. Сколько кредитов будет оформлено в этом году, покажет вступительная компания, которая в большинстве ВУЗов продлится до конца июля - начала августа.

Главное условие получения кредо-кредита - соискатель должен быть зачислен на коммерческое место ВУЗа, в котором действует программа "Кредо". В каждом таком ВУЗе представитель компании подробно проконсультирует студента и окажет ему помощь в оформлении кредита. Важно, что на кредит может рассчитывать любой гражданин России вне зависимости от места постоянной регистрации. Более трети всех заемщиков - из регионов.

Изначально программа "Кредо" была рассчитана только на первокурсников дневных отделений, но с 2005 года она распространилась на студентов любого курса, и сегодня 13% кредо-студентов получили кредит на втором - пятом курсах. На вечерних отделениях учатся 9% всех заемщиков. При этом 73% кредо-студентов учатся по программе специалиста, 5% заканчивают магистратуру, 22% - будущие бакалавры.

Кроме этого, с прошлого года "Крэйн" разработала программу карьерного сопровождения. Совместно с крупными рекрутинговыми компаниями и работодателями для кредо-студентов проводятся специальные семинары, встречи, оказывается содействие в трудоустройстве. В числе партнеров компании "Крэйн" - «Агентство Контакт», компании Graduate и CluMBA Advance, агентство по подбору персонала The Russian Connection, компании Danone и Евросеть, и этот список постоянно пополняется.

Какой должна быть государственная поддержка образования?

Российские эксперты считают, что помощь государства в образовательном кредитовании необходима. Так, может быть, не стоит финансировать бюджетные места в ВУЗах, исходя из принципа "Икс мест на Игрек населения", а принять, наконец, необходимый пакет законов о государственной поддержке образовательных кредитов? При этом хорошие ВУЗы могут получать часть финансирования из госбюджета. А нескольким сотням гениев - новым Ломоносовым - государство вполне может выделить приличные гранты. И не разориться на этом, это точно.

Надежда СЕМЕНОВСКАЯ
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ