ПОИСК ПО САЙТУ


Т.Гуэрра: У меня сегодня слишком много желаний

2012-03-21 14:23:42

 

Итальянский поэт, сценарист и художник Тонино Гуэрра скончался на 93 году жизни. Информацию об этом подтвердили в Итальянском институте культуры в Москве, передает телеканал «Культура».

Т.Гуэрра родился 16 марта 1920 года в небольшой деревушке Сан-Арканджело неподалеку от Римини и прожил в этих краях всю жизнь. Окончил педагогический факультет университета Урбино. Писать начал еще в нацистском концлагере.

С 1953 года Т.Гуэрра писал сценарии к фильмам, которые вошли в золотой фонд классики мирового кино. Он работал с режиссерами Джузеппе Де Сантисом, Марио Болоньини, Дамиано Дамиани, Марио Моничелли, братьями Тавиани. Для Микеланджело Антониони Тонино писал «Приключение», «Ночь», «Затмение», «Красная Пустыня», «Блоу-ап», «Забриски Пойнт», «Тайна Обервальда», «Идентификация женщины». Вместе со своим близким другом и земляком Федерико Феллини придумал пьесу «Амаркорд», которая позже превратилась в знаменитый фильм. Потом были «И корабль плывет» и «Джинджер и Фред», «Репетиция оркестра» и «Казанова».

Написал сценарий документального фильма «Время путешествия» и художественного фильма «Ностальгия» для Андрея Тарковского. По прозе Т.Гуэрры Владимир Наумов снял «Белый праздник» и «Часы без стрелок». Первым совместным проектом с известным российским мультипликатором Андреем Хржановским оказался «Лев с седой бородой», имевший невероятный успех у западных зрителей и критики, собравший множество фестивальных премий. С Хржановским же сняли фильм по рисункам Федерико Феллини «Долгое путешествие» и «Колыбельная для Сверчка», посвященный 200-летнему юбилею Пушкина.

В середине 70-х женился на гражданке Советского Союза Элеоноре Яблочкиной. Он подарил Лоре птичью клетку, которую стал заполнять бумажками с фразами по-итальянски: «Если у тебя есть гора снега, держи ее в тени». Тонино никогда не делал банальных подарков. Подарил жене две машины, которые Лора моментально разбила. Потом небольшой домик в городке Пеннабилли. Однако чаще, как настоящий поклонник муз, дарил ей стихи.

«Тонино может подарить мне глиняный античный черепок, этрусские бусы, старинное венецианское стекло. Слова. Воздух. Ароматы», — говорила его супруга.

В Римини в честь своего друга Федерико Феллини он открыл ресторан, который украсил своими рисунками. На стенах городских домов поэт развешивал керамические таблички с философскими изречениями, которые собирает всю жизнь. Стихи Т.Гуэрры переведены на русский его близким другом Беллой Ахмадулиной.

Из интервью Т.Гуэрры «Российской газете» (2006 год):

— Вы работали с выдающимися мастерами современного кино: Феллини, Антониони, Тарковский, Де Сантис, Бертолуччи, Рози, Тавиани... Это такие разные дарования... Приходилось ли вам учитывать особенности таланта каждого или вы работаете без оглядки на творческий почерк режиссера?

— Верно, все, о ком вы говорите, люди огромного дарования и каждый по-своему. Но я никогда не старался никому угодить и ни под кого не подстраивался. Я писал те образы, которые возникали в моей голове, понимая, что каждый из них возьмет что-то для себя из того, что я напишу. Так и происходило.

— Меня всегда занимало, кого больше в «Амаркорде»: Феллини или Гуэрры?

— Это неправильный вопрос. Гуэрра — то, что написано на бумаге, а Феллини — это то, что «написано» на полотне экрана.

— В своей жизни вы встречали так много талантливых людей. Как, на ваш взгляд, можно распознать талант? Существуют какие-то признаки, отличающие талантливого человека от бездарного?

— Не понимаю, зачем это вам потребовалось отличать талантливого от бездарного...

— Советский поэт Михаил Светлов сказал однажды, что талантливого узнать очень просто: он может то, чего я не могу, значит, он — талантлив.

— Да? Ну так вот, что я на это скажу. Я встречался с людьми, которые казались мне бездарными. Но, когда они начинали работать, я вдруг ощущал, что они талантливы. Может быть, моя вина в том, что я не ощутил, не почувствовал в них аромата таланта...

— Значит ли это, что каждый человек одарен от бога и что надо только суметь разглядеть в нем искру таланта?

— Я думаю, что каждый человек имеет свой внутренний свет. Только у кого-то это свет свечи, а у кого-то — свет маяка.

— Вам уже немало лет. Помните ли вы свое детство? Есть ли у вас самое яркое детское воспоминание?

— Чем больше приближаешься к старости, тем ближе становится твое детство. Теперь вот в моих воспоминаниях и снах я восстанавливаю дом, где я родился. Я помню свою маму. Помню, как она брала под уздцы коня... Я вижу, как мой отец кормит кошек... Однажды в детстве я видел снег. Он падал на мое лицо, на брови, на губы... Я запомнил это ощущение. С тех пор я не видел такого снега и не испытывал ничего подобного.

— Сколько вам было лет в том воспоминании, когда отец кормит кошек?

— Наверное, лет восемь или десять.

— Что для вас главный побудительный мотив воспоминания или ассоциации: свет, запах, звук, осязание?..

— Все вместе. Шум дождя, запах травы... Грохот воды в старой водосточной трубе... Стук копыт лошади, скачущей по неасфальтированной дороге... Все это вместе.

— Вы — живое воплощение человека Возрождения: Гуэрра и сценарист, и прозаик, и поэт, и художник, и скульптор, и архитектор. Говорят, что нынешнее столетие — время узких специалистов. Что вы думаете по этому поводу?

— Есть врачи, которые специализируются на операциях аппендицита или на операциях сердца. Это правильно, иначе нельзя. Я же больше похож на крестьянина, который работает на земле и который точно знает, когда пойдет дождь и когда его не будет, который может и вспахать землю, и подковать лошадь, который сам лечит себя от всех болезней с помощью природной медицины. В общем, я не специализированный, я цельный, больше похож на самородок. Когда я был молодым, я чаще рисовал. Потом был долгий период слов. И вот, когда я впервые приехал в Россию, у меня возникло острое желание уйти от слов и снова взять в руки карандаш или кисть. Иначе говоря, разные обстоятельства требуют от меня владения разными инструментами. Невозможно угадать, какой потребуется в следующий раз.

— Ваш друг Андрей Тарковский написал однажды, что счастье — это не главное в жизни человека. Вы согласны с этим? Есть ли что-то поважнее счастья? Если да, то что?

— Счастье — это взрыв блаженства, наслаждения. Возможно, куда более важны для человека, занятого творчеством, покой и сосредоточенность. Конечно, это немного восточное. Чем дальше человек удаляется от желаний, тем больше обретает покоя. Но у меня, к сожалению, и сегодня слишком много желаний.

— Для многих людей, особенно молодых, счастье становится каким-то фетишем, достижению его стремятся подчинить жизнь...

— Не знаю... У меня все проще. Я был счастлив, когда видел необыкновенно красивый закат. Я ощутил полное счастье, когда сделал открытие, что глаз кота — совершенное создание. Я бываю счастлив в те редкие мгновения, когда мне удается понять то, что лежит за границами традиционного понимания. Это мои озарения, которые приносят мне ощущение счастья. Я был в Германии в плену. И до сих пор помню, какое счастье испытал, когда смотрел на бабочку без желания поймать ее и съесть.

— Минуло пять лет нового столетия. Что в прошлом столетии представляется вам наиболее значимым и важным?

— Я бы сказал так: все научные открытия, которые продляют жизнь человеку.

— Если бы у вас была такая возможность, кого из ушедших уже людей вы пригласили бы к себе на день рождения?

— Феллини, Тарковский, Параджанов... это люди, полные света. Конечно, мой отец, моя мама, мои братья... Ни мама, ни отец не были образованными, но они были светлыми людьми. Моя мама была неграмотной, но помогала служить в церкви. То, что она говорила при этом, трудно назвать словами канонической латыни. Иногда я ей говорил: мама, то, что вы произносите, никому не понятно. Он меня поймет, отвечала она и выразительно кивала наверх.

— Не считаете ли вы, что культура деградирует, что критерии оценки того, что искусство, а что не является искусством, размываются, что молодежь теряет представление о подлинных ценностях?

— К сожалению, молодежь, и в России в том числе, по большей части ориентирована на деньги. Я вижу, что они отдаляются от культуры, от красоты. Они непозволительно много заняты своей внешностью, этими фитнесами, этой косметикой. Они постоянно корректируют свои фигуры. Я бы предпочел, чтобы они почаще корректировали свои мысли.

— Вы не расцениваете это как тотальный закат культуры?

— Какой там закат! Это просто дождик. Скоро тучи уйдут и опять будет солнце. Не сомневаюсь, что нашу культуру еще ожидают периоды величайших взлетов.

— Считаете ли вы, что жизнь справедлива? Получает ли человек при жизни то, что заслужил?

— Кто-то ощущает себя счастливым, кто-то — несчастным. Это не означает, что жизнь справедлива или несправедлива. Жизнь всегда хороша. Она не может быть плохой или хорошей. Она просто жизнь.

— Ну, это в принципе. А что касается вас лично. Считаете ли вы, что жизнь по отношению к вам справедлива?

— Я никогда не был хорошим отцом, никогда не был хорошим сыном. Моя мама заслуживала гораздо лучшего отношения с моей стороны... Иногда я стыдился ее неграмотности, хотя ее внутренний свет был гораздо большим, нежели мой... И если мне дано это понять, если это мучит меня, то я не имею права пожаловаться на то, что жизнь по отношению ко мне несправедлива.
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ