ПОИСК ПО САЙТУ


Перспективы российского образования

2005-03-30 22:11:24

– Несколько дней назад Вы предложили провести разделение вузов на три группы, в первую из которых войдет порядка 20 «национальных» вузов. Главная цель подобного разделения? По какому признаку оно будет происходить? На ваш взгляд, МГТУ им. Н.Э.Баумана войдет в эту двадцатку?

– Я говорил бы не о «разделении» (поскольку переход между категориями вузов должен быть свободным), а об установлении иерархической системы. Я не раз приводил в пример спорт, где тоже существует такая иерархия. Есть лучшие, есть наступающие им на пятки, есть крепкие середнячки и есть такие команды, которые или повысят свой класс или сойдут с арены. Единственным критерием отнесения к той или иной категории должно быть качество образовательных услуг. Как его оценивать, какие для этого ввести индикаторы - это должно решать экспертное сообщество, куда войдут преподаватели, ученые, бизнесмены, представители гражданских объединений. Образование затрагивает всех, и обсуждение тоже должно быть очень широким. Лично я считаю, что качество образования тестируется самой жизнью - обществу и рынку нужен выпускник с полученными знаниями или такие знания спроса не находят. Если судить по этому признаку, то МГТУ имени Н.Э. Баумана, безусловно, в числе лидеров.

– Вузы третьей группы будут финансироваться не полностью - только для подготовки бакалавра, а за оставшуюся часть - получение диплома специалиста – будут платить непосредственно студенты. По вашему мнению, доход среднестатистической семьи сможет себе позволить получить полноценное образование?

– Действительно, ряду вузов целесообразно сосредоточиться на подготовке бакалавров - таких специалистов, базовые знания которых позволят им легко найти работу во многих сферах бизнеса или управления. На этой ступени они не получают углубленного специализированного образования в той или иной научной области. Но такое образование вовсе не всем нужно для жизни и работы - масса людей, его получивших, сегодня его никак не используют. При этом возможность получить магистерскую степень сохранится у каждого. Может быть, выпускник примет такое решение не сразу, а поступив на работу и поняв, какие знания ему нужны и в магистратуре какого вуза их можно получить. Бюджетные места в магистратуре останутся, их будет примерно треть. Кроме того, мы будем развивать систему непрерывного образования, которая помогает повышению квалификации работников. Мы расширяем доступность качественного образования - это один из главных приоритетов. При этом оно должно быть доступным независимо от доходов семьи или места жительства. Критерий один - Ваши способности, знания и умения.

– Какой вы видите себе модель российского образования в целом? (Поступление вуз через ЕГЭ, платное высшее образование и т.п.).

– Я и мои коллеги выступаем за многообразие форм получения образования. Но эти формы должны быть общими для всей страны, как и требования к качеству знаний учащегося. ЕГЭ при хорошей проработке существенных нюансов может принести пользу и учащимся, и образовательной системе. Поэтому эксперимент с ЕГЭ продолжается. Но навязывать единый госэкзамен как единственную форму поступления в вуз никто не собирается. Получение образования должно финансироваться из государственного бюджета на уровне, достаточном для предоставления качественных образовательных услуг. Но и здесь не будет единого шаблона. Частные вузы имеют право на существование, если они работают должным образом, а школам нужно дать возможность предоставлять дополнительные услуги (сверх базового учебного плана) на платной основе.

– Ваше отношение к возможному призыву в ВС студентов вузов?

– Любое решение будет трудным. Страна не может обойтись без боеспособной армии и не может развиваться без конкурентоспособной интеллектуальной элиты. Достижение компромисса потребует времени, и я надеюсь, мы сможем учесть все интересы в той мере, насколько это возможно. Кроме того, само прохождение военной службы должно быть связано с профессиональным обучением, в том числе благодаря дистанционным образовательным технологиям. Армия должна быть образовательным учреждением, не изолированным от общества, а тесно связанным с ним. А по окончании службы необходимо создать условия для поступления в любой вуз страны. В любом случае я против того, чтобы разрывать вузовский учебный процесс для службы в армии.

Александр Калугин
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ