ПОИСК ПО САЙТУ


Клятва Гиппократа, или куда молодому податься?

2006-05-31 17:08:02


С одной стороны, выпускники вузов не слишком стремятся на работу в бюджетные организации из-за низкого, по сравнению с коммерческими фирмами, уровня оплаты труда. С другой - работодатели, в том числе и руководители муниципальных, государственных организаций, часто не желают принимать молодых, предпочитая им специалистов с опытом работы.

В настоящее время поликлиники, больницы страдают от перегруженности и общего старения кадров. Есть медицинские организации, куда за последние 20 лет не пришел работать ни одни молодой специалист и средний возраст сотрудников перевалил за 50. И есть молодые люди с дипломами вузов, остающиеся безработными или вынужденные трудиться не по специальности.

КЛЯТВА ГИППОКРАТА
Неудивительно, что все чаще раздаются призывы вернуть обязательное распределение для выпускников-“бюджетников”. Государство до поры до времени откладывает решение вопроса, не решаясь принимать жесткие меры. Между тем, если проблема не решается “сверху”, ее начинают решать “снизу”. При этом находят формы, устраивающие всех: и университет, и работодателей, и молодежь.

Московский факультет
Уже почти 10 лет, с 1998 года, на базе Российского государственного медицинского университета по указу мэра Москвы Ю. М. Лужкова на правах самостоятельного ВУЗа был создан и успешно работает московский факультет. Здесь готовят докторов непосредственно для московских государственных и муниципальных медицинских учреждений. О том, чем привлекает студентов и городские власти данная система подготовки специалистов, рассказывает декан Московского факультета Лидия Ивановна Ильенко:

{mosimage}- Столичное здравоохранение испытывает большую нужду в профессиональных, хорошо подготовленных кадрах. Причем в таких, которые могут работать в столичных поликлиниках. Ведь столичное здравоохранение имеет свои большие особенности. Москва - громадный город со сложной и разветвленной сетью медицинских учреждений Это и учреждения академического плана, и научно-исследовательские институты, поликлиники, больницы и диагностические центры московского и федерального подчинения... И везде есть определенная квота для обслуживания московских пациентов, чтобы их могли в этих центрах обследовать и реабилитировать.

Следовательно, столичной поликлинике или больнице нужен не просто врач, а специалист, который знает структуру здравоохранения Москвы, все ее особенности. Коллеги из провинции, работающие в столице вахтовым методом, такими знаниями не владеют. Часто они просто не знают, куда именно нужно направлять пациентов для оказания специализированной помощи.

Мы готовим специалистов именно для московского направления. Для этого у нас существует региональная программа, которая включает в себя государственный образовательный стандарт + знание московской спецефики. Поэтому наших выпускников очень ждут в столичных поликлиниках и больницах.

Контракты и гарантии
- Лидия Ивановна, расскажите, пожалуйста, как происходит набор на московский факультет? Многие ведь воспринимают его создание как возврат к советской системе принудительного распределения выпускников...

- В советское время не только выпускник ВУЗа вынужден был два - три года отработать там, куда его послали, но и старшие коллеги - возиться с ним, помогать, тратить время. Кроме того, молодого специалиста нельзя было уволить, кроме как за грубое нарушение трудовой дисциплины. Так что не все в советское время было так уж плохо. Ни для кого не секрет, что очень часто выпускник ВУЗа в первый год работы - скорее обуза, чем полноценный сотрудник, и работодатели сегодня сплошь и рядом отказываются принимать на работу соискателей без опыта. У наших ребят такой проблемы нет.

У нас план приема - 240 человек в год, из них 120 обучаются по специальности “лечебное дело”, 120 - по специальности “педиатрия”. 80 студентов - “дневники”, еще 40 - “вечерники”. Чтобы поступить к нам, абитуриенту следует обратиться в Департамент здравоохранения по месту жительства, написать заявление, и Департамент даст ему направление на московский факультет.

В 2000 году на нашем факультете было открыто подготовительное отделение (Так называемы нулевой курс, который есть еще только в РУДНе, где иностранцы учат целый год русский язык, а россияне - иностранный. - автор). После него абитуриенты поступают на общих основаниях, но должна заметить, что бывшим “нулевикам” проще адаптироваться к требованиям ВУЗа. Среди них почти не бывает отчисленных, и в среднем их оценки на 20 - 25 % выше, чем у тех, кто поступал со школьной скамьи.

Сразу после зачисления сам студент или его законные представители (родители или опекуны тех, кому еще не исполнилось 18 лет) заключают с университетом договор. Мы обязуемся ребят подготовить, а они - отработать три года на государство по специальности. Учеба каждого обходится московскому правительству в 3 - 3,5 ; ежегодно, наш университет отдельной строкой прописан в бюджете. Это очень большие деньги, и тратят из не зря.

Во время учебы мы распределяем их на практику в поликлиники, где старшекурсники выполнят обязанности участковых терапевтов или педиатров. Соответственно и студенты могут присмотреться, выбрать будущее место работы, и старшие коллеги - пригласить к себе кого-то из выпускников. Перед государственными экзаменами студент заключает контракт уже с главным врачом поликлиники. Диплом врача как таковой не дает право самостоятельной врачебной практики, и еще целый год выпускники, ставшие интернами, работают и учатся в ординатуре. На одной из кафедр они зарабатывают сертификат специалиста, и только после этого должны отработать три года.

- А что делать тем студентам, у кого “взаимная любовь” с медицинским учреждением не сложилась?

- Такого практически не бывает, потому что дорасти у нас до третьего или четвертого курса достаточно сложно. С самого начала студенты приходят на практику в разные отделения и учреждения, им приходится общаться с тяжелобольными людьми, их близкими. Это очень большая нравственная нагрузка, и те, кто не выдерживает, уходят на младших курсах. Правда, таких у нас очень немного, кто понимает, что принципиально не может быть доктором, их буквально единицы. Ведь 35% поступает к нам, уже имея среднее медицинское образование, около 60% студентов - дети медицинских работников. Они знают, куда и на что они идут.

Кроме этого, Департамент здравоохранения и деканат проводят большую воспитательную работу со студентами. Они встречаются с руководителями департамента, к ним приезжала Людмила Ивановна Швецова, на первом выпуске был Юрий Лужков. Студенты встречаются с корпусом главных врачей, с начальниками управлений округов. Так что никто из наших ребят не остается нереализованным, тем более что во многие поликлиники последний молодой специалист пришел лет 15 назад. 97% наших выпускников работают в учреждениях здравоохранения, на других факультетах эта цифра не превышает 30-40%.

Кстати, базовые зарплаты молодых докторов - около 15 тысяч рублей (не считая обещанной президентом прибавки), за эти годы 37 наших ребят получили квартиры по программе поддержки молодых специалистов. Возможность карьерного роста - можно стать врачом первой, высшей категории, кандидатом или доктором медицинских наук. Самое главное - в институте студенты получили вкус к анализу результатов своего труда. У нас много собственных кафедр, в том числе и кафедра организации здравоохранения и управления московского факультета.

Думаю, что мы можем гордиться - многие наши выпускники делают прекрасную карьеру, в том числе и оставаясь в родной поликлинике или больнице.

Не правда ли, интересный опыт совмещения интересов молодежи и государства? С одной стороны, увлеченным своим делом абитуриентам в профессии дают “зеленый свет”, с другой - требуют ответственности за потраченные на учебу усилия и средства. Возможно, скоро везде именно так будет происходить передача опыта молодому поколению...

Беседовала Надежда СЕМЕНОВСКАЯ
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ



- информация.