ПОИСК ПО САЙТУ


Не так страшен бакалавриат, как его малюют

2006-03-15 00:00:00

В 2003 году Россия официально вступила в Болонский процесс, то есть подписала соглашения, в соответствии с которыми наше и западное образование должно быть приведено к единому стандарту. Разделение образовательного процесса на бакалавриат и магистратуру - обязательное условие. Визг, которые подняли многие СМИ, сводился к одному - лучшую в мире систему высшего образования губят! Престижу российских ВУЗов нанесут сокрушительный удар!

Оставим эти публикации на совести журналистов, которые либо не разбираются в проблеме, либо получают деньги от незаинтересованных в реформе лиц. Введение бакалавриата - вызов ХХI века, и особенно он необходим для нашей страны.

Особенности национального образования

Система образования досталась нам в наследство от Советской власти, и нужно учесть, что до 1992 года государство было единственным работодателем. Именно оно платило деньги учебным заведениям, распределяло выпускников, а значит, и диктовало все критерии подготовки. При этом раньше большинство студентов завершали образование в возрасте 23 - 27 лет, впоследствии крайне редко меняя не только специальность, но и место работы. Государство поощряло сотрудников, много лет трудящихся в одной организации.

И вдруг все изменилось. Заказчиком образования стало не только государство, но и множество российских и иностранных компаний. Все чаще выпускники российских ВУЗов находят работу за границей. В последние годы в России сложился свободный рынок труда, следовательно, многие вынуждены менять сферу деятельности. Тридцатилетний студент давно перестал быть редкостью, и нередко люди вынуждены получать второе, а порой и третье высшее образование в возрасти 40 - 50 лет. Естественно, подобные изменения спроса на знания и навыки не могут не влиять на систему образования.

Между тем, в большинстве стран специалисты со средним и четырехлетним высшим образованием (бакалавры) наиболее востребованы работодателями. Как отмечает Татьяна Львовна Кличко, директор Центра экономики непрерывного образования АНХ при Правительстве РФ, когда сравнивают уровень подготовки кадров специалистов для государственных и муниципальных служб у нас и во Франции, выяснилось, что в налоговых, таможенных органах, службах социальной защиты Французской республики работают сотрудники, которые учились 4 года. Про наших чиновников французы говорили, что они имеют излишнюю квалификацию.

Между тем современный мир переходит от системы “образование на всю жизнь” к системе “образование через всю жизнь”. В таких условиях бакалавриат - это основа, имея которую, можно развиваться в нескольких направлениях. Проще говря, бакалавр-филолог может закончить несколько магистратур и специализироваться и как преподаватель русского языка, и как научный сотрудник, и как редактор или журналист... Понятно, что и человеку, и обществу это выгоднее, проще, дешевле, чем получать второй диплом о в/о.

Международный опыт

Впрочем, нужно заметить, что система образования в каждой стране складывалась по-своему, нередко не учитывая опыт соседей. В США ребенок начинает свое обучение в 5-6 лет и проводит в школе 12 лет. В средней школе ученики вольны сами выбирать предметы, которые они хотят посещать. Во многих государственных школах есть 3 обязательных предмета, в зависимости от предметной направленности, а остальные 7- 8 - по интересам в диапазоне от театрального кружка и ораторского искусства до базовых основ экономики и сексуального воспитания. В конце 12 класса выпускник сдает специальные тесты, именуемые SAT или ACT (типа нашего ЕГЭ), которые и являются «пропуском» в университеты и колледжи. В стране насчитывается более 160 университетов, почти 2000 колледжей с четырехгодичным сроком обучения и 1378 двухгодичных.

 В наиболее известные университеты попасть сложнее, потому что не только результаты тестов должны быть отличными,  но и соискателям нужно пройти устное собеседование.

 Поступившим в университет  4 года нужно работать, чтобы получить степень бакалавра, еще 2 года для получения степени магистра. В течение 4х лет учебы студент должен сдать примерно 32 зачета, причем 90% - в письменной форме. Кроме того, предстоят бесконечные тесты. Кроме обязательных, нужно брать курсы по выбору, очень много заниматься самостоятельно. На завершающем этапе, перед дипломом, студенту выводят средний бал из результатов всех оценок за период обучения. Если этот бал ниже принятого, то студент не получит диплом.

В Германии средние школы делятся на пять основных типов: гимназия, реальная школа, главная школа, профессиональная школа и общая школа. Наиболее престижным типом средней школы является гимназия, диплом которой позволяет без вступительных экзаменов поступить на большинство факультетов университета. Как правило, гимназии специализируется на гуманитарном образовании.

Реальная школа также обладает достаточно высоким статусом и дает профессиональное образование в сферах обслуживания, торговли и государственной службы. Высокий балл, полученный по результатам обучения в реальной школе, позволяет поступить в старший класс гимназии, а затем - в университет. Главная школа предназначена для тех, кто не предполагает учиться в университете. Профессиональная школа также ориентирована на стремящихся овладеть рабочей профессией. Общая школа совмещает различные особенности гимназий и реальных школ, позволяя получать одновременно гуманитарное и техническое образование.

 Вступительных экзаменов в германских университетах нет. Исключение составляют только творческие специальности, медицина, стоматология, ветеринария, факультеты философии, где сдают еще и латынь или французский язык.

 Главным принципом высшего образования является "академическая свобода" - система, позволяющая любому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом, а также совмещать учебный процесс с научными исследованиями. Каждый семестр состоит из лекционных (14-20 недель) и нелекционных периодов, во время которых студент занимается самостоятельной научной работой.
Поэтому сроки обучения не ограничены и зависят только от самого студента, его успеваемости, успешной сдачи экзаменов по изучаемым дисциплинам. Обучение в любом случае завершается сдачей выпускных экзаменов и защитой дипломной работы.

В Испании дети от 6 до 16 лет учатся  бесплатно и обязательно. По завершении среднего образования выпускник может продолжить обучение в системе профобразования, либо после успешно пройденного тестирования поступить на двухгодичные академические курсы, обязательные для последующего поступления в вуз (с 16 до 18 лет, аналогичные обучению в 10-11 классах школ России), и завершить полное среднее образование. Университетское образование является многоуровневым, обычно выделяют такие циклы: первый цикл, объединенные первый и второй циклы, индивидуальный второй цикл, третий цикл (докторантура).

Планирование учебного процесса организуется системой "кредитов" или наших зачетов. Каждый кредит соответствует 10 часам аудиторный занятий, а по сумме набранных кредитов обычно судят о достигнутых студентами успехах. Кредиты зарабатываются студентами отдельно по теоретическим и практическим курсам; их можно также заработать, выполняя другие виды учебной работы, кроме аудиторных занятий.

Обычно длительность первого цикла обучения составляет не менее трех лет, что соответствует получению 180-270 кредитов. Объединенные первый и второй циклы обучения рассчитаны на 4-5 лет (6 лет для ряда медицинских специальностей), причем каждый из циклов обучения не может быть менее двух лет (обычно, первый цикл - 2-3 года, второй цикл - 2 года; исключение составляют медицинские специальности, при обучении по которым второй цикл, как и первый, длится 3 года). Указанные 4, 5 или 6 лет обучения позволяют заработать студентам 300-450 кредитов.

Кто ждет российского бакалавра?

            Как видим, на Западе возможностей получить различные ученые степени масса. Между тем в нашей стране высшее образование тоже становится всеобщим - до 90% абитуриентов считает получение диплома о в/о необходимым условием успеха. Думаю, это объясняется “невероятно высоким” качеством обучения в средних школах, колледжах, лицеях и ПТУ - автору этой статьи известны случаи, когда люди, имеющие документ о среднем образовании, едав мог читать и писать. В результате работодатели часто требуют наличие высшего образования даже от претендентов на должность секретаря на ресепшн или заведующего канцелярией. На собеседовании в диплом соискателя никто и не раскроет - считается, что пять лет студенчества все же гарантируют интеллект.

            В такой ситуации потеря пятого и шестого года обучения вовсе не является трагедией, особенно если принять во внимание, что большинство студентов сейчас начинают работать на 3 - 4 курсах. Тем более, что в последние годы на рынке труда доля вакансий в сфере услуг превышает 50 %. Хорошего четырехлетнего высшего оразования вполне достаточно, чтобы выполнять обязанности секретаря, кассира, продавца-консультанта, журналиста, менеджера среднего звена, операциониста в банке и многие другие. Это мнение разделяют и менеджеры по подбору персонала ведущих кадровых агентств - Татьяна Кулакова из “ВИП ПЕРСОНАЛА” и Ирина Масловская из кадрового холдинга “БЕТА ПРЕСС”. Специалисты единодушны - сегодня для работодателей опыт работы и хорошие рекомендации гораздо важнее, чем “красный” диплом. Кроме того, иные компании готовы вкладывать деньги в обучение персонала, в том числе в магистратуре. 

Что же касается специальностей, в которых качественное обучение на протяжении 5 - 7 лет и профильное образование имеет решающее значение, - конструкторов, медицинских и фармацевтических работников, специалистов по высоким технологиям, педагогов, некоторых других, - то тут ВУЗам дана свобода сохранить полный цикл обучения. Именно ректор должен решать, допускать ли “своих” четверокурсников до защиты диплома.

Иными словами, введение бакалавриата сделает систему высшего образования более удобной и гибкой, позволит каждому студенту получить наиболее необходимые знания, упростит процесс признания дипломов российских ВУЗов за рубежом. Главное - не потерять качество обучения, развивать школы и ВУЗы не одного, а многих типов. Но это уже тема другой статьи.

 ЕСТЬ МНЕНИЕ:

Кудрявцев Николай Николаевич, ректор Московского физико-технического института:

Наш  институт работает по программе бакалавриата уже 10 лет. Мы видим плюсы системы в целом, хотя сначала были сомнения в ее введении. Она достаточно лаконично делит обучение на две части: общую и специальную. Фактически такая система обучения в нашем институте была заложена в момент его создания, более 50-ти лет назад Петром Леонидовичем Капицей. Ее юридическое оформление фактически узаконило положение, которое было в институте. В современных условиях это повышает мобильность кадров с высшим образованием.

К сожалению, проблема в том, что юридически бакалавриат не оформлен. И не все на рынке труда понимают, что с этим делать, кто такой бакалавр. Необходимо, чтобы двухступенчатая система нашла свое отражение в нормативной базе трудового законодательства.

Соломонов Валерий Александрович, проректор по учебной работе Московской государственной академии тонкой химической промышленности

Бакалавриат - это фундамент, дающий человеку образование. А какую именно специализацию на него потом надстроить, решает сам бакалавр уже по обстановке, когда попадает на то или иное предприятие. Но в любом случае - будет человек в дальнейшем получать более узкую специальность в магистратуре или нет - высшее образование у него уже есть! И ему не надо напрасно углубляться в специализацию, которой он, вполне возможно, никогда и не воспользуется. Ведь официальные данные свидетельствуют о том,  что 50 - 70 % выпускников ВУЗов ни дня не работают по специальности. 

Во всем мире высшее образование состоит из двух частей: академической и профессиональной. При этом академическую часть на Западе пророй умещают всего в два или три года бакалавриата. У нас сократить срок обучения бакалавров никак не получится, так как школа у нас одиннадцатилетняя, а не 12-ти или 13-ти летняя, как в Европе. Но получить реальную пользу от бакалавриата мы сможем только тогда, когда и в наших ВУЗах граница между теоретическим и специальным обучением будет четко проведена. В таком случае подготовить специалиста, востребованного на рынке труда, будет намного проще. Ведь вузовская система обучения не может меняться так же быстро, как коньюктура рынка.

Ниукканен Вильям Артурович, выпускник Тульского государственного технического университета,

помощник депутата Тульской областной Думы:

Я считаю, что бакалавры нам очень нужны хотя бы потому, что работать они начинают на год-два раньше, а значит, быстрее оправдывают полученное образование. Ведь у молодого человека, более мобильного, больше шансов сделать успешную карьеру. И, самое главное - могу сказать и по собственному опыту, и по опыту своих однокурсников - работодатели воспринимают бакалавра как человека с нормальным высшим образованием. И им даже выгоднее взять сотрудника более молодого, способное и, главное, желающего учиться. Естественно, только приветствуется, если молодой человек хочет свое образование продолжить, поступив в магистратуру или в аспирантуру. Но с другой стороны, больше всего ценится практический опыт. Таких знаний в комплексе с полученными в бакалавриате может быть вполне достаточно, чтобы уже не задумываться о необходимости доучитваться.

Подготовила Надежда СЕМЕНОВСКАЯ    
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ