ПОИСК ПО САЙТУ


ЕГЭ — быть или не быть?

2011-06-29 12:50:43

Нет, ЕГЭ давно не новость, и даже не эксперимент — уже почти десять лет российская система образования пытается перейти на эту форму оценки знаний выпускников школ. Учитывая это, сдача ЕГЭ нынешнего года оказалась весьма показательной — такого количества нарушений не было еще никогда. Так что все это значит — дискредитацию единого госэкзамена и его возможную скорую отмену или мы видим очередной организационный сбой, в котором нечестные выпускники оказались более продвинутыми, чем сами организаторы экзамена, пишет тамбовская газета «Город на Цне».

Хотя масштабы скандала ЕГЭ-2011 стали беспрецедентными, количество нарушений по стране увеличивалось год от года. Что совсем не случайно. С одной стороны, руководство школ от директора до учителя напрямую заинтересовано в хороших показателях сдачи ЕГЭ. С другой стороны, для учеников это реальный и часто единственный шанс поступить в вуз. В результате обе заинтересованные стороны совершенствовали взаимодействие: ученики открывали для себя новые широкие возможности информационных технологий для списывания, а учителя благополучно закрывали на это глаза. И те, и другие довольны. Ничего нового и удивительного.

В проигрыше, однако, остались российские вузы. Ведь благодаря ЕГЭ они вынуждены принимать абитуриента в виде «кота в мешке». А вузы, несмотря ни на что, никак не заинтересованы в слабых абитуриентах. Впрочем, в проигрыше оказались не просто вузы. Проиграло все российское образование. А значит, и отечественная экономика, которую будут двигать вперед специалисты-недоучки, не способные думать и анализировать. А это уже гораздо серьезней. Так есть ли выход из этой почти безвыходной ситуации, и что же делать? Как ни странно, относительный ответ на этот вечный вопрос все же можно найти совсем не за тридевять земель, а, к примеру, в нашей Тамбовской области. У нас, как известно, пока никаких массовых нарушений при сдаче ЕГЭ не зафиксировано, и никаких эксцессов не отмечено. Правда, по предварительным данным, Тамбовская область сейчас сдает ЕГЭ с несколько худшими показателями, чем в году прошлом, не обошлись мы и без двоек, конечно. Но обошлись без скандалов.

— Да никакого чуда здесь нет, — утверждает директор областного «Центра экспертизы образовательной деятельности» Андрей Постульгин. — Все-таки Тамбовская область начала этот эксперимент одной из самых первых, и совершенствование организации сдачи таких экзаменов шло постоянно, с учетом опыта каждого года.

Что и говорить, но исключить из процесса сдачи заинтересованных учителей конкретных школ в городах и районах области действительно удалось благодаря наработанной методике. Достаточно сказать, что выпускники из некоторых районов сдавали экзамены вообще в соседних райцентрах. Что же касается крупных городов, то в Тамбове и Мичуринске сдача ЕГЭ была организована, к примеру, непосредственно в вузах. Гд е преподаватели, кстати, могли увидеть в лицо и практически оценить подготовку своих потенциальных абитуриентов. А это уже вовсе не «кот в мешке». Это не говоря о чрезвычайно строгой системе контроля, где были задействованы даже органы прокуратуры.

— Однако все это вовсе не значит, что ЕГЭ нас стопроцентно устраивает, — считает Андрей Постульгин. — Понятно, что экзамен должен совершенствоваться и меняться. Думаю, он должен быть комплексным и дифференцированным, ведь тестовая система не может быть единственным критерием оценки знаний ученика. Особенно это касается гуманитарных дисциплин. Но скажите, как, например, можно оценить подготовку по иностранному языку, используя лишь тесты без непосредственного устного общения? Поэтому повторю — система сдачи должна совершенствоваться, и только на этом пути мы сможем добиться реальных результатов и успехов.

Что ж, с этим трудно не согласиться. И, пожалуй, именно опыт регионов, а не диктат министерской вертикали сможет помочь найти долгожданный выход из совсем невеселой ситуации с образованием в стране. Которая, увы, ЕГЭ так и не сдала...

 

КОММЕНТАРИИ. Нынешняя скандальная ситуация с массовыми нарушениями на экзаменах доказала, что процедура проведения ЕГЭ должна меняться. Но как?

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: — Мы будем добиваться строжайшего соблюдения всех правил, нормативов и законов. Некоторые выпускники уже отстранены от экзаменов и лишены возможности их пересдачи в 2011 году из-за того, что размещали в Интернете свои контрольно-измерительные материалы и пользовались во время экзамена мобильными телефонами.

Владислав ЮРЬЕВ, ректор Тамбовского госуниверситета им. Г.Р. Державина: — ЕГЭ надо сдавать не в школах, а в спеццентрах, где будет происходить тщательная проверка личности каждого сдающего. Ведь многие из выпускников к моменту окончания школы уже имеют на руках паспорт. Тогда есть шанс свести к минимуму подобные инциденты. ЕГЭ задумывался как механизм по борьбе с коррупцией, как система равных возможностей для будущих абитуриентов. Вместо этого мы видим, что формат ЕГЭ сам может порождать коррупцию. Теперь вузы обязаны принимать к себе в том числе и тех, кто сдавал ЕГЭ нечестным образом, а потом их доучивать.

Не удивлюсь, если во многих вузах России после этого скандала станут особенно тщательно смотреть на результаты нынешнего ЕГЭ по математике. Считаю, что формат проведения ЕГЭ нуждается в серьезном совершенствовании и делать это нужно как можно быстрее.

ОПРОС. А что думают по поводу ЕГЭ жители города?

Юлия НОСОВА, выпускница 2002 года. — Мне ЕГЭ сдавать не пришлось — такая форма аттестации была введена через пару лет после моего выпуска из школы, поэтому сказать однозначно что проще, а что сложней — не могу. С самого начала лично мне было непонятно, как можно «загнать» в рамки ЕГЭ испытания, например, по литературе. В сочинении мы старались думать, развивать тему, рассуждать... При решении теста по чисто устным предметам такой подход вряд ли возможен... Впрочем, если говорить о письменных экзаменах, то, на мой взгляд, процесс решения не имеет больших различий. Вступительные экзамены в вуз у нас как раз были в форме теста и, чтобы отметить правильный вариант ответа, всё равно пришлось решать задачи и уравнения, вспоминать зависимость активности химического элемента от его положения в таблице Менделеева... Хотя, конечно, многие просто «угадывали», отмечая варианты ответов в случайном порядке. Это, на мой взгляд, основной минус не только ЕГЭ, но и в общем тестовой экзаменации. К тому же школьников нужно готовить к сдаче ЕГЭ заранее, в течение нескольких лет. Надежды на то, что введение ЕГЭ сведёт на нет проявления коррупции в школе, на мой взгляд, не оправдаются. К сожалению, даже тестовая система не исключает возможности подделать результаты экзамена или дать весомую подсказку нерадивому выпускнику.

Елена ИОНКИНА, выпускница 2004 года. — Мы сдавали ЕГЭ первыми, так что сравнивать было не с кем, не у кого было спросить совета. Для подготовки мы закупили какие-то книжечки, по которым пытались делать примерные задания, и один раз в конце года для нас провели так называемый «пробный ЕГЭ». Но, конечно, по условиям это даже близко не стояло с самим экзаменом.

Непосредственно в день проведения ЕГЭ нас собрали в чужую школу, рядом были незнакомые учителя — многие ребята из-за этого растерялись, разволновались. Хорошо, что сдавать «по-новому» пришлось только русский язык. Точно не помню, но, вроде, при поступлении в вузы этот результат засчитывался. Но в приёмной комиссии была таблица для пересчёта результатов ЕГЭ на баллы. Выпускник, сделав такой пересчёт, сам решал, рисковать, оставляя результаты ЕГЭ, или сдавать экзамен в самом вузе.

Я против такой системы — наши чиновники от образования пытаются взять что-то от запада, но там по тестовой системе учатся всё время, а у нас в школах пишут контрольные, изложения и сочинения, сдают устные экзамены. У меня, например, есть проблемы с написанием тестов: практики такой во время обучения в школе не было, мне легче написать то же сочинение и ответить устно, с уточняющими вопросами. На мой взгляд, при привычном экзамене можно гораздо лучше увидеть знания ученика или студента.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

При подготовке этого материала мы попробовали опросить и выпускников нынешнего года — ребят, которые сдавали ЕГЭ буквально пару недель назад. То ли это простая случайность, но ли неслучайная закономерность, но узнать точку зрения на проведение единого госэкзамена от непосредственно экзаменуемых нам не удалось. Ребята, да и родители тоже, вместо ответа всё обращали в шутку, загадочно улыбаясь, либо довольно резко отвечали, мол, никаких комментариев не даём...

В текущем году из школ города выпустились 533 одиннадцатиклассника. В ЕГЭ по русскому языку приняли участие 505 выпускников, положительный результат показали 99,4% из них (3 не смогли преодолеть минимальный порог баллов). По предварительным данным средний тестовый балл по данному предмету составил 69,4. При этом 78 выпускников получили балл в диапазоне от 87 до 98 баллов.В ЕГЭ по математике принял участие 501 выпускник. Положительный результат показали 99% выпускников (5 не преодолели минимальный порог баллов). По предварительным данным средний тестовый балл составил 53,5. Результат в диапазоне от 87 до 98 баллов получили 11 ребят.
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ