ПОИСК ПО САЙТУ


Москва держится на эскалаторах

2011-01-12 14:40:29

В московском метро поезда останавливаются каждые несколько минут. Однако это отнюдь не относится к эскалаторам. В большом городе, чьи районы связаны между собой системой метрополитена, станции которого почти всегда забиты народом, эскалаторы работают постоянно — утром, днем, вечером и даже ночью, пишет «The Washington Post».

В московском метро насчитывается 643 эскалатора. Местная система «подземки» похожа на вашингтонскую, станции расположены очень глубоко под землей. Однако, в отличие от Вашингтона, в российской столице пассажирам редко приходится идти пешком вверх или вниз по неподвижным лестницам. Дело в том, что такая система просто не будет работать, ведь люди не могут двигаться так быстро, как это необходимо. В час-пик полностью загруженные поезда следуют друг за другом с интервалом 90 секунд, поэтому задача эскалаторов состоит в том, чтобы доставить пассажиров наверх, причем очень важно убрать их со станции до прихода следующего поезда. В противном случае толпа на платформах будет увеличиваться, может возникнуть давка, способная привести к тому, что кто-то упадет на рельсы.

«С моей точки зрения, эскалаторы важнее, чем поезда», — говорит Сергей Лихачев. Понятно, что другого он и не скажет, ведь Сергей работает главным механиком эскалаторной службы Московского метрополитена.

Эскалаторы, работу которых он контролирует, перевозят почти столько же пассажиров, сколько поезда, ведь ими оснащены большинство станций, кроме тех, которые расположены далеко от центра и находятся неглубоко. Метрополитен перевозит до 9 млн. пассажиров в день, и всем им нужно сначала спуститься вниз, а затем подняться наверх. В год пассажиропоток достигает 2,5 млрд человек.

Если поезд неисправен, справедливо отмечает механик, его отгоняют в депо для ремонта. Эскалаторам подобное не грозит. Их необходимо чинить на месте, причем делать это нужно очень быстро.

Дело в том, что, если эскалаторы перестанут работать, система метрополитена «захлебнется», а без функционирующей на полную мощь «подземки» всю Москву охватит паралич. Фактически, в этом случае ударные волны от такой катастрофы прокатятся по всей стране, ведь большое число пассажиров метро — правда неизвестно, сколько именно — это люди, переезжающие с вокзала на вокзал или с вокзала в один из аэропортов столицы, являющейся крупнейшим транспортным пересадочным узлом страны. Через Москву едут граждане, следующие из Новосибирска в Новороссийск, из Великих Лук в Усть-Усинск или из Омска в Томск.

На самом деле, москвичи любят говорить, что они больше не пользуются метро, предпочитая передвигаться наземным транспортом и часами простаивать в бесконечных пробках, которые уже стали притчей во языцех.

Возможно, оно и так. Однако, кем бы не были все эти люди, но нескончаемые потоки пассажиров каждый день заполняют московскую «подземку» и едут на эскалаторах, совокупная длина которых превышает 40 миль. Это почти четвертая часть от общей протяженности рельсовых дорог метро.

Кто и как поддерживает их в рабочем состоянии?

«Люди», — лаконично отмечает Лихачев. Штат его службы насчитывает 3 тыс. человек. В рабочие часы метрополитена ее сотрудники находятся на каждой станции. Кроме этого, еще существует аварийная бригада быстрого реагирования из 20 ремонтников. Служба также имеет свою собственную фабрику, которая штампует запасные части, чтобы «мы не зависели от поставщиков».

Конечно, нельзя сказать, что все эскалаторы работают постоянно, потому что это не так. Тем не менее, нужно уяснить для себя одну вещь. «У нас нет неработающих эскалаторов, — объясняет Лихачев, — просто мы останавливаем часть из них для технического обслуживания и ремонта».

Лихачев, которому сейчас 50 лет, закончил автодорожный институт и работал техническим переводчиком. Когда его должность сократили, он попробовал себя в профессии автомеханика. 13 лет назад он поступил на работу в метрополитен, заняв самую нижнюю ступеньку в эскалаторной службе, а сегодня поднялся до ее начальника, сделав карьеру также быстро, как его «подопечные» перевозят людей из подземелья на улицы города.

По словам Лихачева, московские эскалаторы сами по себе являются неподражаемыми, единственными в своем роде. Они очень длинные и уходят глубоко под землю. Самая глубокая станция — «Парк Победы», ее эскалаторы насчитывают 717 ступенек и опускают пассажиров на глубину 230 футов (69 метров). Этот путь с платформы на  или обратно по времени занимает три минуты. Эскалаторы отличаются высокой прочностью, они способны выдержать 60 тонн груза — людей с их багажом, продуктами питания, кошельками, зонтиками и перчатками.

Конечно, как и другие машины, они подвергаются износу. Кто-то когда-то обязательно уронит что-то, и этот предмет застрянет между ступенек. Другой попытается втащить на эскалатор какую-нибудь громоздкую и тяжелую вещь или совершит иную глупость.

«К сожалению, менталитет наших пассажиров оставляет желать лучшего», — сухо жалуется Лихачев.

Именно в этот момент в дело вступают эскалаторные контролеры, которые не входят в эскалаторную службу. Это целый штат людей в униформе, сидящих в стеклянных будках у подножия ряда эскалаторов и следящих жестким, непреклонным взглядом за тем, чтобы ничего не случилось. Подавляющее большинство из них женщины. Этих дам называют «дежурные», они смотрят на пассажиров так сердито и хмуро, что их взгляд может вызвать сердечный припадок. Табличка на каждой из будок гласит: «Дежурная справок не дает». Даже не пытайтесь обратиться к этим женщинам с вопросом.

Однако среди них есть и исключения — например, Ксения Невежина. Ей 18 лет, девушка поступила на работу только летом этого года, устроившись дежурной на станцию «Белорусская», поэтому еще не успела очерстветь.

Девушка объясняет, что, когда кто-то упал, или что-то застряло между ступеньками, в ее задачу входит быстро объявить пассажирам об остановке эскалатора, а затем выключить машину. Потом она говорит пассажирам, чтобы они продолжали двигаться пешком вверх или вниз по ступеням, и вызывает ремонтную бригаду службы Лихачева, если, конечно, ремонт необходим.

«Мне нравится моя работа, она спокойная», — рассказывает девушка. На самом деле, в ее служебные обязанности входит часами, не отрываясь, смотреть на пассажиров, едущих вверх и вниз. «Иногда они сердятся на меня без какой-либо видимой причины. Я стараюсь не обращать на это внимания».

Естественно, она знает, что большинство ее коллег, которые намного старше ее по возрасту, производят впечатление злых, прямо-таки свирепых людей. «Возможно, им что-то не нравится в их работе, — весело улыбается девушка, — наверное, пассажиры».

Шесть лет назад, вспоминает Лихачев, какой-то мужчина вдруг стал снимать с себя одежду, находясь на эскалаторе. Когда он почти полностью обнажился, последний предмет одежды застрял между ступенек и затянул с собой, как выразился Лихачев, «один из его органов». Дежурная немедленно остановила эскалатор и вызвала рабочего-ремонтника. Когда последний стал приближаться к незадачливому пассажиру с ножом в руке, тот, неправильно истолковав намерения сотрудника, дико закричал: «Нет, не режьте! Только не ЭТО!».

Рабочий и не стал отрезать «это», а отрезал застрявшую часть одежды. В результате пассажир невредимым был доставлен в психиатрическую больницу, а эскалатор вновь заработал.

На станции «Спортивная» в одном из углов зала есть дверь с небольшой табличкой, которая гласит: «Музей Московского метрополитена». Откройте эту дверь, и вы увидите перед собой складское помещение, оборудованное запирающимися шкафчиками. Однако с другой стороны комнаты есть лестница с поручнями, сделанными из старых резиновых перил эскалатора. Поднявшись наверх по этой лестнице, миновав два пролета и оконный проем, под сводами которого десятки голубей прячутся от снега, вы увидите другую дверь — это и есть вход в музей.

Здесь вы не найдете ничего, что напоминало бы об аварии 1982 года, когда эскалатор рухнул, в результате чего 8 человек были задавлены насмерть. В советскую эпоху власти не сообщали о таких инцидентах. Даже сегодня сотрудники метрополитена, относящиеся к репортерам с достаточной долей подозрения, предпочитают не распространятся о той катастрофе.

Зато Константин Черкасский, директор музея, с удовольствием объяснит вам, какие хорошие эскалаторы в московском метро, и чья это заслуга. Пока он говорит, женщина-экскурсовод проводит для школьников экскурсию по музею. Вот они подходят к разделу, посвященному эскалаторам. Работница музея с восторгом указывает на выполненную в масштабе модель одного из них, причем этот макет работающий.

«Скажите, что нельзя делать, находясь на эскалаторе», — задает она вопрос детям.

«Нельзя садиться на ступени», — следует ответ.

«Нельзя ронять вещи на ступени эскалатора»

«Нужно следить, чтобы пальцы не попали в движущееся полотно эскалатора»

«За ногами тоже нужно следить»

«Правильно», — подводит итог экскурсовод.

В 1934 году, рассказывает Черкасский, когда разрабатывали систему метрополитена, власти рассматривали вопрос о закупке эскалаторов у фирмы Otis Elevator Co., расположенной в городе Йонкерс, штат Нью-Йорк. «Однако их машины не соответствовали нашим техническим требованиям, — поясняет он, — поэтому было принято решение производить эскалаторы в России, особенно для метро».

В Москве и Ленинграде построили соответствующие заводы. На фотографии 1934 года можно видеть митинг на московском заводе. Рабочие стоят под большим плакатом с лозунгом «Лучший эскалатор для лучшего метро в мире!»

По словам директора музея, российские эскалаторы абсолютно не похожи на зарубежные модели.

Между тем, немецкий историк Дитмар Нойтатц (Dietmar Neutatz), который перелопатил советские архивы, в своей книге, посвященной метро, рассказывает другую версию данной истории. Мысль советского руководства заключалась в том, чтобы купить одну модель у компании Otis, а затем скопировать ее. Однако сотрудники фирмы поняли, что задумали клиенты, и предложили один эскалатор по цене 12 машин. Советская делегация отклонила предложение, но постаралась максимально затянуть переговоры, чтобы выяснить как можно больше о технических характеристиках оборудования фирмы Otis. Затем советская сторона прервала переговоры и построила свою модель, максимально приближенную по параметрам к оригиналу. Сегодня такой эскалатор назвали бы «пиратской копией».

В любом случае, сделали их на совесть. Черкасский утверждает, что, согласно проектной документации, их срок службы составляет 60 лет. Самый старый эскалатор в системе находится на станции «Бауманская». 18 января 1944 года он начал перевозить пассажиров с улиц города до платформы, стены которой украшены бронзовыми статуями героических советских рабочих, крестьян и солдат. Ступени движутся между двумя деревянными стенками-панелями. Поручни перил утоплены в деревянных формах. Впрочем, можно с уверенностью утверждать, что пассажиры не обращают на это внимания.

Самыми новыми эскалаторами оснащена станция «Белорусская», где машины находятся под неусыпным наблюдением Ксении Невежиной. Целиком сделанные из отполированной до блеска нержавеющей стали, они начали функционировать буквально на днях. Эскалаторы ярко блестят в свете необычно ярких ламп. Дело в том, что большинство российских станций, похоже, строили с учетом одного немудрящего принципа — пассажиры никогда не пожалуются на то, чего не могут четко рассмотреть. Тем не менее, здесь, так же как и на других станциях, существуют приливы и отливы, потоки пассажиров непрерывно движутся вверх и вниз. Стоя на ступенях, люди думают о чем-то своем, говорят по мобильным телефонам, роняют шарфы на полотно — в общем, спешат наверх, чтобы найти какой-нибудь другой транспорт, более гостеприимный, чем ряд подземных эскалаторов.
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ



Надежно: - цены