ПОИСК ПО САЙТУ


Инженеры совести

2006-02-10 15:26:50

Дмитрий и Юрий – бывшие однокурсники, в 2004 году они окончили МГТУ им.Н.Э.Баумана. Дима работает на американский «Боинг» два года. Юра является штатным сотрудником российского «Туполева» уже 4 года. Зарплаты их почти не отличаются. Так в чем же разница?

Работодатели их ждут

«Я как-то возвращался в общежитие и по пути встретил знакомого, – рассказывает Дима о том, как устроился в «Боинг-Россия», – Мы разговорились с ним, и он рассказал, как прекрасна работа у американцев в «Боинге». Говорил, что работать интересно и платят нормально».

Проснувшись на следующее утро, Дима первый раз в жизни сел составлять резюме, несмотря на то, что шел уже 6 год обучения. Дима написал все как есть, ничего не приукрашивая, и отправил «эти 5 строчек» в московское отделение компании «Боинг».

Ответ не заставил себя долго ждать. В тот же день Диме позвонили из отдела по работе с персоналом и предложили приехать на собеседование. Оно состояло из двух этапов. В первой встрече с работодателем Дмитрию надо было перевести с английского текст об аэродинамическом качестве самолета. «Если бы не формулы, которыми изобиловал текст, я бы его не перевел. У меня не очень хороший английский», – смеется сейчас инженер «Боинга».

Через месяц состоялось второе собеседование, которое вел сотрудник «Боинга» – американец. «С ним уже пришлось общаться на английском языке. Специально для этого я целый месяц интенсивно практиковался со своим одногруппником в разговорном английском», – говорит Дима. После общения с американцем он получил предложение работать в их компании.

Димин однокурсник Юра устроился инженером в ОАО «Туполев» намного раньше. «Мы как-то проходили практику на «Туполеве». Руководителем нашей группы тогда был старенький профессор. Его речи о патриотизме к отечественному авиапрому, его надежды на скорейшее возрождение этой области промышленности в России не могли тронуть, наверное, только глухих. Тогда-то меня и заинтересовала возможность работы на «Туполеве», - вспоминает сейчас Юра. В том же году, сразу после практики, он обратился в отдел кадров предприятия и написал заявление о приеме на работу.


Иностранцы хотят работать на Россию
Люк приехал учиться в МГТУ им.Н.Э.Баумана из Франции. Его бабушка родом из России. Она эмигрировала, когда в нашем государстве началась революция. В Париже, где обосновались эмигранты, родилась мама Люка, которая вышла замуж за француза. Помолвка родителей Люка произошла в Ленинграде, где, как он уверен, «родители подумали в первый раз» о нем. Именно поэтому Люк считает Россию своей настоящей родиной. В этом году он заканчивает Бауманку и искренне хочет «строить самолеты». Но во всех КБ: и «Туполева», и «Ильюшина», и «Микояна» он получал один ответ: «Вам нельзя, вы подданный Франции». Сейчас Люк занимается оформлением российского гражданства. «Может быть, в таком случае мне позволят работать на эту страну?» – задается вопросом француз, верящий в Россию.


На работу его взяли сразу. «Тогда я работал на полставки, ведь еще иногда нужно было учиться. После окончания университета я устроился на полный рабочий день. Сейчас подходит к концу третий год моей работы на фирме. И, возможно вы удивитесь, я совсем не жалею, что работаю здесь», - смотрит Юра мне в глаза, искоса поглядывая на Диму.

«Отличаются перспективы…»

У парней абсолютно разные условия работы и неравноценные возможности. В «Боинге» вся документация в электронном виде, на «Туполеве» – на бумаге. Пока Юра «перегоняет» чертеж с бумаги в электронный вид, Дима уже работает с ним.

В российском Боинге средний возраст сотрудников 25-30 лет, на «Туполеве» – 55-60 лет. Во втором случае это в основном люди, родившиеся и проработавшие почти всю жизнь в Советском союзе, пережившие его развал. Они, мягко говоря, скептически настроены к перспективам своей отрасли. Они понимают, что на сегодня замены им нет, потому что молодежь идет в торговлю, малый бизнес, в иностранные компании, но не к ним. А передавать знания не кому. От того и усиливается скепсис стариков.

Те же молодые специалисты, которые все-таки решаются на работу на «Туполеве », ценятся на вес золота. Им полностью открыта дорога. Руководство фирмы готово учить, растить молодых и помогать им. Неудивительно, что вчерашний выпускник на «Туполеве» через три-четыре года становится во главе отдела перспективных разработок…

– Какая у вас зарплата? – спрашиваю я парней.
– Четырнадцать, - отвечает Дима.
– Тринадцать пятьсот, – говорит Юра.
– Зарплаты почти не отличаются, – резюмирует инженер «Боинга».
– Отличаются перспективы, – добавляет «туполевский» инженер.

О перспективах отдельный разговор. «Боинг» – успешная, в прямом смысле слова, компания. Ее работники могут не волноваться за завтрашний день. В своем будущем они уверены.

– Компанией управляют высококлассные менеджеры, получившие МВА образование, – не без гордости говорит Дима.– А перспективы? Перспективы бешеные. Сначала работа в российском отделении, потом – в США. Компания заинтересована в российских специалистах. И когда говорят, что мы, работающие на Боинг в России, бесправные исполнители, не имеющие возможностей для карьерного роста, не верьте им. Ротация кадров, как и отсев, происходит постоянно. Одни уезжают в США, на их место приходят уже специалисты, какое-то время проработавшие в «Боинг-Россия». На место последних заступают такие как я, выпускники российских вузов.

– Знаете как у них? – говорит Юра, кивая в сторону бывшего однокурсника. – Например, там [в США] есть «Боинг», «Локхид Мартин»... Каждый занимает определенную нишу. Соответственно, если появляется какой-нибудь заказ, то он отдается на выполнение либо той, либо другой фирме. А у нас? У нас все занимаются всем, поэтому нет и перспектив. То есть, все предприятие постоянно заняты подготовкой предложений для заказчиков. И кого последние выберут - неизвестно.

Несмотря на это, Юра не унывает. Он уверен, что рано или поздно, когда уже невозможно будет продлевать ресурс самолетов и страна встанет перед выбором: закупать «Боинги» или «Тушки», «будет принято единственно правильное решение».

Александр КАЛУГИН
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ